Сиддхи представляют собой сверхчувственные и стоящие над плотскими желаниями способности, которые обретаются адептом йоги в результате садханы, или практики. Артур Энтони Макдонелл в “Практическом словаре санскрита” так определяет сиддхи: “достижение рубежа, выполнение, осуществление, полное завершение, лекарство (от болезни), успех, удача, самосовершенствование, ведущее к обретению сверхнормальных способностей, магическая энергия (магия — это искусство производить изменения в соответствии с “волей”, или иччха-шакти), эффективность, действенность, мастерство, демонстрация”.

Демонстрация сиддхи — это продукт однонаправленности (экаграты), нервной уравновешенности (йоги), многолетних упражнений (крийи).

Энергетические потоки йоги
Йоги приходят ко всем своим достижениям,
фокусируясь всегда на манипура - (огненной) чакре.
Боль и болезнь уходят, всякое желание выполняется, время исчезает.
— “Шива-самхита”, 5:106—107

Сиддхи представляют собой сверхчувственные и стоящие над плотскими желаниями способности, которые обретаются адептом йоги в результате садханы, или практики. Артур Энтони Макдонелл в “Практическом словаре санскрита” так определяет сиддхи: “достижение рубежа, выполнение, осуществление, полное завершение, лекарство (от болезни), успех, удача, самосовершенствование, ведущее к обретению сверхнормальных способностей, магическая энергия (магия — это искусство производить изменения в соответствии с “волей”, или иччха-шакти), эффективность, действенность, мастерство, демонстрация”.

Демонстрация сиддхи — это продукт однонаправленности (экаграты), нервной уравновешенности (йоги), многолетних упражнений (крийи).

СТОЙКОСТЬ СИСТЕМЫ “РАЗУМ —ТЕЛО”

На протяжении десятилетий испытание стойкости моей системы “разум — тело” фундаментальными элементами природы — огнем, кровью и сталью — служило для меня неослабевающим источником радости. Страх перед огнем, кровью и сталью заложен в нас с детства, и победа над этим страхом заключается, говоря символически, в подъеме духа над материей. Моим собственным искусством я обязан ряду мастеров как Востока, так и Запада. В Индии элементы тайной крийи сиддхи-йоги передаются от отца к сыну, и та” на протяжении многих поколений. Сопротивляемость огню и боли — не трюк фокусников, но достижение, основанное на всепобеждающей вере.

Вера буквально означает ментальное состояние общности, полного доверия и верности своему истинному “Я”, для чего необходимо трансцендирование малого “я”, которое обычно полно сомнений и неуверенности.

Даже секундное сомнение в процессе демонстрации может означать для непросветленного храбреца путешествие в больницу или морг. Перечисленные ниже три чакры дают власть над огнем, кровью и сталью.

Муладхара-чакра

Раскрытие муладхары дает власть над элементами земли, включающими в себя металлы (в частности, сталь) и земную часть человека, т. е. его плоть.

После раскрытия муладхары становится возможным контроль над болью, который демонстрируют йоги, протыкающие свое тело и лежащие на гвоздях. Мне вспоминается и Распятие, предваренное возложением тернового венца (раскрытие сахасрара-чакры?) и завершившееся “искуплением” (или божественным совокуплением?).

Свадхиштхана-чакра

С раскрытием этого силового центра йог овладевает искусством управления течением крови в своем физическом теле. Становится возможным волевое расширение или сужение сосудов и даже прекращение кровотока в капиллярах. (Можно также демонстрировать стигматы, или просачивание крови через кожу.)

Свадхиштхана — пункт контроля над всей жидкой средой организма. С раскрытием свадхиштханы проявляется присущий каждому человеку внутренний свами (учитель). (Мне вспоминается Учитель, который хорошо умел ходить по воде.)

Манипура-чакра

Это центр легендарной саламандры, живущей в огне, чья внутренняя жизнь поддерживается первичным элементом жара. Огнеходцы Северной Индии или островитяне Тихого океана, которые ходят по камням, нагретым до белого каления, используют манипура-чакру, как и те, кто лижет раскаленные добела металлические прутья.

Так называемые “огнеглотатели”, показывая свое искусство, сознательно используют манипура-чакру вместе с анахата-чакрой (центром воздуха).

Овладение мастерством земли, воды и огня, которое делает возможным стойкость к боли и трюки с прижиганием плоти, приходит с реализацией сил, присущих первым трем чакрам, которые цветут на Древе Жизни. Во время классических демонстраций йоги погружают руки в кипящую воду, кипящее масло, расплавленный свинец (свинец плавится при температуре, в три раза превышающей температуру кипящей воды) и расплавленную сталь, —а также купаются в этих субстанциях и пьют их.

Протыкание языка

В индийской традиции сиддхический ритуал —это религиозный акт мольбы к богине Дурге о кармическом очищении. Все церемонии начинаются с протыкания языка грязной, нестерильной спицей. Это приводит к рефлекторному пробуждению свадхиштхана-чакры, позволяя “воде бороться с огнем”.

Уже одно только протыкание языка является немалым подвигом: несмотря на то что чувствительность боли у разных областей тела разная, язык — наряду с гениталиями, барабанными перепонками и роговой оболочкой глаза — является наиболее чувствительным органом (помните, как вы прикусывали язык?).

Врачи, исследовавшие индуистские ритуалы самоистязания на Фиджи, заявили:

Протыкание языка, однако, особый случаи. Это крайне чувствительный орган. Проделывавшие это утверждают, что не чувствовали боли, когда протыкали язык, и что при этом не было никакого кровотечения. Ни на одном из них не осталось следа. В отличие от прокалывания кожи, отсутствие крови при протыкании языка не поддается объяснению. Язык нежен и наполнен кровью. Не подлежит сомнению, что нормальная болевая реакция и реакция кровотечения были подавлены какими-то процессами, задействованными в этих ритуалах.

(Из книги “Священные самоистязания на Фиджи”)

Одна унция практики стоит фунта теории, одно изображение стоит тысячи слов — одна демонстрация в год стоит дюжины лекций. Цель высвобождения психофизиологической силы через сиддхи — создать психологический шок у зрителей и заставить их убедиться на собственном опыте в огромном потенциале, заключенном в жизни. Такие демонстрации дают осязаемое доказательство трансценденции, достигаемой через тантру.

ТАНТРИЧЕСКАЯ СЕКСУАЛЬНОСТЬ

Вся йога в действительности происходит из тантры. Гурудэв Сатьянанда говорит: “Йога — это одно из ответвлений тантры”. Схоластическое обоснование этого утверждения выходит за рамки данной главы, но мы еще вернемся к этой теме. На Западе многие отождествляют тантру с сексуальностью. Это неверно: сексуальность —лишь небольшой фрагмент общего учения тантры, и “сексуальные” учения и техники можно встретить лишь в рассеянном виде в Тантра-Шастре — большая часть которых до сих пор не переведена на европейские языки. Но, действительно, позиция тантры по отношению к сексуальному —это скорее позиция освобождения, чем сдерживания и подавления. Я процитирую здесь моего друга д-ра Синху (директора Индийского института йоги в Патне), писавшего в своей книге “Йога: ее значение и достоинства”:

Согласно йоге, секс не является ни злом, ни грехом. Он не ведет ни к деградации, ни к ослаблению. Наоборот, тантра-йога рассматривает секс как источник жизни, энергии и силы, а также как то, что приводит в гармонию чувства.

Зоолог Десмонд Моррис в книге “Голая обезьяна” приписывает сексуальному опыту десять ясно очерченных целей. Начиная с репродуктивной функции (основной), его перечень включает физиологический секс (для снятия сексуального напряжения), секс как развлечение, успокаивающий секс (для уменьшения беспокойства-), статусный секс (для завоевания и поддержания определенного положения в сообществе) и еще пять категорий. Используя этот блестящий анализ сексуальной функции с точки зрения биолога, мы можем добавить к сексуальности три дополнительных измерения, основываясь непосредственйо на тантрической мудрости.

1. Секс для расширения сознания: Оргазм ведет к автоматическому “просветлению” нервной системы благодаря тому, что традиционно описывается как “пробуждение кундалини”. Почти каждый может научиться углублять, продлевать и усиливать это состояние, пользуясь некоторыми видами тантрических методик и используя оргазм как трамплин к трансценденции.

2. Секс для развития экстрасенсорного восприятия (ЭСВ): сексуальная активность способствует сверхзаостренности чувственного восприятия (по крайней мере, должна способствовать!). Тантрическая сексуальная садхана дает глубокое переживание ЭСВ, превращая всю поверхность кожи в огромный, массивный половой орган. (Одно из значений санскритского корня тан — “расширять”.) Люди настолько мало знают о своем теле, что мало кто имел опыт использования даже тех двух эрогенных зон, которые находятся на каждой руке и являются тантричес-кими чакрами. Те, кто открыл весь потенциал пяти ворот своего восприятия с помощью тантрической сексуальной садханы, неизмеримо ускорят свое психическое развитие.

3. Секс для позитивного мышления: Сексуальное возбуждение, особенно в своей высшей точке, разрядке, — ключ к изменению отношения к жизни. Английский психиатр Уильям Сарджент (в книге “Битва за разум”} заново открыл тот тантрический секрет, что сексуально возбужденный человек является чрезвычайно уязвимым для внушения. Знание и правильное использование этой “сексуальной магии” позволяет человеку сознательно прививать своему бессознательному жизнеутверждающую позицию.

Сексуальная терминология

Этимология и семантика, объединенные с психолингвистикой, открывают тайные, эзотерические функции, которым служит в человеческом организме эротический импульс. Ниже перечислены несколько примеров, взятых из моей книги “.Экстаз через тантру”.

Климакс: Слово, которое мы употребляем для обозначения желаемой кульминации сексуальной стимуляции, происходит от греческого kli-max, означающего “лестница”, т. е. лестница на небеса. Это показывает внутренний смысл сексуальности как духовного пути. Клитор: Перешло из греческого в латинский как clavis, “ключ”. Это часть женской вульвы, отпирающая женскую нервную систему, как ключ отпирает дверь. Главная кнопка гениталий для включения экстаза. Креативный (творческий): От санскритского корня кри (кар), означающего “делать”, произошло латинское creare — “производить, создавать, выращивать”. Тесную связь между плодовитостью секса и творческими способностями разума демонстрирует тот факт, что мы говорим одними словами как о сотворении жизни, так и о творении искусства. Рождение идеи аналогично физическому рождению. Мы “вынашиваем” не только ребенка, но и замысел, проект, что указывает на некую связь между физической беременностью и работой разума. Мы говорим о “плоде” в утробе женщины и о “плодах” раздумий.

Оккультная психология видит разум разделенным на активное “мужское” сознание и по-женски пассивное бессознательное. Акт ментального творения —это алхимический процесс, когда сознание оплодотворяет бессознательное семенем идеи, а бессознательное принимает его для вынашивания. Созревание продолжается до тех пор, пока полностью сформировавшаяся идея внезапно не родится в сознании как “озарение”.

Оргазм: Это слово пришло к нам из латинского языка и тесно связано с двумя греческими корнями. Orgio — священный обряд, церемония жертвоприношения (мужского семени?) в древних греко-римских мистериях Диониса-Бахуса-Вакха, отсюда наше слово “оргия”. Другой корень — orgasio, означает “распухать” от вожделения, страсти (разрастание поля ауры, подобное раздуванию воздушного шара); “взрываться”, т. е. переживать возбуждение такой интенсивности, при котором эго мгновенно разрывается, производя безымянно-бесформенное внутреннее состояние.

Итак, индийская тантра-йога не пренебрегает сексуальной динамикой жизни как источником духовной садханы. В частности, тантристы почитают женщину как воплощение божественности, а сексуальная садхана — это жертвоприношение Вечной Женственности, Богине-Матери, которая поддерживает проявленное существование как Шакти, возрождающаяся в каждой женщине.

ТАЙНАЯ НАУКА ЖЕСТОВ

Слово мудра (применительно к положениям кистей рук) означает знак, символ, жест. Мудры —это тайный язык знаков, несущих послания от разума к телу и от сознательной к бессознательной сфере существования через нервную систему.

Простой пример: практикующий шавасану (позу глубокого расслабления) ложится на спину и кладет руки ладонями вверх в шунья-мудре, посылая разуму сигнал перейти в рецептивное состояние (стать пустым). Шунья-мудра —универсальный знак открытых ладоней, говорящий: “Я сдаюсь”. Он означает доверие, открытость, расслабление.

Слово мудра также означает “печать”, “кратчайшее расстояние”, “короткое замыкание” — что указывает на действительно существующую нейроло-гическую основу эффекта жестов рук: сближаются или соединяются определенные точки нервных рефлексов, расположенные на кистях рук.

Знаменитая джняна- или гьяна-мудра — которую образуют соединением указательного и большого пальцев, тогда как остальные три свободно вытянуты, —демонстрирует анатомический, нейрологнческий и психологический принципы мудры. Джняна-мудра означает буквально “жест мудрости”. Санскритское джняна породило греческое слово gnosis, от которого, в свою очередь, произошло английское knowing*. Медитирующий в джняна-мудре символически провозглашает свою открытость для всей мудрости вселенной, таким образом автоматически помещая свой разум в оптимальное состояние для высшего сознания.

Большой палец: человечество

Начнем с большого пальца, символизирующего все человеческое: конечное, ограниченное, но стоящее на вершине эволюционного древа как “величайшее из животных”. Человека характеризуют развитый разум и способность создавать орудия труда, что выделяет его из других животных.

Эта способность создавать орудия способствовала развитию седловидно-го сустава, расположенного в том месте, где большой палец соединяется с запястьем. Этот сустав противопоставляет большой палец остальным и позволяет ему прочно соединяться с ними, что дает гибкость и хватательную способность, лучшую, чем у других приматов, не говоря уже об остальных млекопитающих.

Указательный палец: Бог

Указательный палец (названный так потому, что мы инстинктивно указываем им на все находящееся вне нас) соответствует Богу, абсолютному морю космической энергии, бесконечной, бескрайней и вечной.

Соединение большого пальца с указательным создает круг, в котором конечное, ограниченное человечество связывается с бесконечным, неограниченным Абсолютом. Это кольцо, с одной стороны, является абсолютным нулем, с другой — совершенной полнотой. Паскаль, французский теолог XVII столетия, определял Бога как сферу, края которой нигде, а центр везде.

Неправильно говорить, что Бог существует; существует только человек, и в самом акте существования уже присутствует ограниченность формой и именем (санскр. намарупа). Бог всему сущему обеспечивает существование, но сам не существует.

Принцип тройственности

Когда формируется жест джняна-мудры, оставшиеся три пальца символизируют принцип тройственности в основных религиях мира. В христианстве он представлен Богом Отцом, Богом Сыном и Святым Духом; в древнем Египте —бессмертными Гором, Исидой и Осирисом; в индуизме —троицей Брахмы, Вишну и Шивы.

Боги и богини теологии представляют собой не личности, но, скорее, силы, ответственные за проявление всего сотворенного. Существование — это результат взаимодействия трех сил: позитивной, негативной и нейтральной; мужчины, женщины и гермафродита; солнца (позитивного), земли (воспринимающей) и луны (нейтрализующего преобразователя).

Применяя джняна-мудру при медитации и пранаяме, вы телеграфируете вашему бессознательному, что владеете всем, что можно знать о жизни, о себе и о вселенной. Человечество развило тесную взаимосвязь между руками и мозгом, следовательно, что бы мы ни делали с нашими руками, это обязательно воздействует через нервную систему на кору головного мозга и ассоциативные слои сознательного и бессознательного.

В основном своем содержании, ручные мудры — это особый вид языка тела, инстинктивного и универсального как для первобытных, так и для цивилизованных рас.

Хастха-мудры

Очень интересная группа мудр —хастха-мудры, жесты, которые автоматически сосредоточивают дыхание в нужной области легких. Эти особые положения рук регулируют отношения между тазовым и плечевым поясом, что приводит к расширению желаемой доли легких.

Для новичка в хатха-йоге техника хастха-мудры — это прекрасное введение в дыхательную практику йоги, или пранаяму. Оно дает новичку способность управлять своим дыханием. В каждый данный момент положение наших рук оказывает тонкое, но глубокое влияние, определяющее специфику нашего дыхания.

Мудра — это психическое искусство, связывающее руку и разум, жест и состояние сознания. Следуя герметической аксиоме “Как вверху, так и внизу”, движения наших пальцев в одно мгновение изменяют наше внутреннее состояние. Сознательное принятие ритуальной мудры задействует этот психосоматический закон, приводя разум, дыхание и тело в то состояние, которое необходимо как прелюдия к высшему опыту внутренней жизни. (C)