Полный свод знаний по тибетской медицине содержится в четырехтомном трактате, записанном Ютог-ба Йондан-гонпо*. Трактат имеет название «Сердце (экстракт) амриты — восьмичленная тантра тайных устных наставлений».

В «Чжуд-ши», так же как в большинстве восточ­ных медицинских систем, первостепенное внима­ние уделяется вопросам профилактики заболеваний, а также проблемам сохранения и поддержания здо­ровья.

Как утверждают тибетские лекари, любые изме­нения физического и психологического состояния человека происходят под влиянием различных фак­торов окружающей среды. Во-первых, это объектив­ные факторы, которые человек изменить не спосо­бен, — климатические условия региона проживания, смена времен года; во-вторых, это субъективные фак­торы, определяемые самим человеком, — образ жиз­ни, характер питания, условия быта, вид трудовой деятельности, особенности сексуальных отношений. В связи с этим предлагается неблагоприятные для ор­ганизма действия объективных факторов корректи­ровать с помощью факторов субъективных.

Но для того чтобы человек смог создать для себя наиболее благоприятные условия жизни и эффектив­но использовать их для поддержания здоровья, он должен располагать информацией о том, как дейст­вуют объективные и субъективные факторы на лю­дей разных конституциональных типов и как они взаимодействуют на уровне человеческого организ­ма. Эти знания и предлагает нам тибетская медицин­ская система.

 Внутренняя среда организма — микрокосм — у разных людей имеет свои отличительные особенно­сти. В зависимости от особенностей внутренней сре­ды организма тибетская медицина выделяет группы людей с более или менее схожим характером внут­ренней среды — конституциональные типы — люди конституции ветра, желчи и слизи.

Существуют три чистых типа и четыре смешанных. Определенные свойства внутренней среды человека, его конституцио­нальные особенности «преломляют» влияние факторов окружающей среды. Таким образом, одни и те же условия оказывают на разных людей различное влияние. И последствия этих воздействий тоже бу­дут неодинаковы.

Одни и те же факторы, воздей­ствующие на людей разных конституциональных типов, в одном случае способны вызвать заболева­ние, а в другом — излечить его. Еще тибетским медикам было хорошо известно, как изменяется со­стояние внутренней среды организма у людей раз­личных конституциональных типов в зависимости от возраста.

Итак, на воздействия одинаковых факторов среды люди различных конституциональных типов реаги­руют по-разному. Это утверждение и легло в основу тибетских рекомендаций по поддержанию здоровья, профилактике заболеваний и их лечению. Поэтому в тибетской медицине наряду с лекарственными и фи­зическими способами профилактики и лечения бо­лезней обязательно используются лечебное питание и лечебный образ жизни, который варьируется в за­висимости от конституции человека, его возраста и характера заболевания.

Согласно представлениям тибетской медицины, в организме человека развиваются горячие и холод­ные болезни. Основу горячих болезней составляют чрезвычайно развитые «горячие процессы». Совре­менные ученые, исследователи древнетибетских ме­дицинских трактатов считают, что выражение «горя­чие процессы» соответствует гиперфункционирова­нию органа, ткани, функциональной системы.

К группе горячих болезней относятся также воспа­лительные процессы, как выражения гиперфункцио­нирования систем защиты организма. В основе холод­ных болезней лежат гипофункциональные состояния различной степени, а также чрезмерно выраженные процессы питания, роста, клеточного деления.

Дело в том, что, по современным медицинским представлениям, жизнедеятельность человеческого организма связана с двумя противоположными по своей сути процессами: эрготропными и трофотроп-ными. Эрготропные процессы характеризуются рас­ходом накопленной организмом энергии, а трофо-тропные — ее накоплением. Трофотропные процессы связаны с питанием клеток, их делением (размноже­нием).

Три системы регуляции организма — ветра, жел­чи и слизи — участвуют в развитии горячих и холод­ных состояний в разной мере. Система ветра в боль­шей степени обеспечивает развитие эрготропных (горячих) процессов, система желчи в равной мере обеспечивает развитие горячих и холодных процес­сов, а система слизи в большей мере причастна к развитию холодных процессов.

Нарушения деятельности систем ветра, желчи, слизи приводят к изменениям регулируемых ими процессов, как эрготропных, так и трофотропных, а следовательно, к развитию заболеваний. Таким об­разом, представления о трех регулирующих системах организма, а также о холодных и горячих состояниях являются основой классификации болезней.

Необычными для европейских медиков являются методы диагностики заболеваний, которыми пользу­ются тибетские врачи. Наряду с подробным опросом и осмотром пациента тибетский врач занимается и изучением его урины, а также, тщательно исследуя пульс больного, определяет, какие из внутренних ор­ганов поражены болезнью. Часто применяется еще один нетрадиционный метод диагностики — пальпа­ция больных органов. Но ощупывает врач не сами внутренние органы, а те точки на позвоночнике, ко­торые с ними связаны.

Тибетская медицинская система располагает ог­ромным арсеналом лекарственных средств природ­ного происхождения. Кроме трав, для лечения ис­пользуются корни, плоды, цветы различных расте­ний. «На земле не растет ничего, что нельзя было бы использовать в качестве лекарства», — сказано в «Чжуд-ши». Лекарственные сборы, включающие порой несколько десятков компонентов, готовятся очень тщательно.

Помимо лекарственных средств растительного и животного происхождения, тибет­ская медицина использует различные соли, минера­лы, драгоценные камни и металлы. Пользуются тибетские врачи и физическими способами лече­ния заболеваний. Среди них есть такие методы, как иглоукалывание, прижигание, ванны, компрессы и массаж с применением масел.

Тибетский календарь

 

Человек, по представлениям тибетцев, является частью Великой Вселенной — макрокосма, и живет он, подчиняясь закономерностям, действующим в ней. Поэтому медицинская система была тесно связана с астрономическими знаниями, а методы профилактики, диагностики и лечения заболеваний опирались на представления о солнечно-лунных циклах.

У народов Восточной и Юго-Восточной Азии ши­рокое распространение получил солнечно-лунный календарь, в котором с учетом движения Солнца, Земли, Луны, Юпитера и Сатурна были выделены 12- и 60-летние циклы.

Первая половина астрономического года до рав­ноденствия в тибетской медицине называется «север­ный путь солнца», вторая — «южный путь солнца». 12-летний цикл рассчитан на основании полного оборота Юпитера вокруг Солнца. Время оборота де­лится на 12 равных частей. Каждой части даны на­звания животных — мышь, корова, тигр, заяц, дра­кон, змея, лошадь, овца, обезьяна, петух, собака, сви­нья; а также стихий — огонь, земля, железо, вода, дерево; окраски и рода.

60-летний цикл по-тибетски и по-монгольски называется «рабчжун». В каждом «рабчжуне», напри­мер, год мыши встречается пять раз, но при этом они будут разными, ибо каждый из пяти годов мы­ши носит свою символику пяти материальных сти­хий и цветовых различий. В 60-летнем цикле вся комбинаторика встречается только 1 раз. Так, на­

пример, 1972-й — год мыши черной воды, 1984-й — год мыши синего дерева, 1996-й год — год мыши красного огня.

По тибетским медико-астрологическим представ­лениям считается, что «дни рождения» наступают у человека через 12 лет. Так, например, у родившегося в 1975 году (год зайца синего дерева) дни рождения будут в 1987 и 1999 годах и т. д. И эти годы для него предполагаются условно отрицательными, особенно для женщин на 49-м, мужчин на 61-м году жизни, когда «внутренняя энергия» организма ослабевает и наступают «смещения» регулирующих физиологиче­ских систем — ветра («рлунг»), желчи («мкхрис») и слизи («бадкан»).

В действительности, и это находит подтвержде­ние в современных медицинских представлениях, в женском и мужском организме примерно в эти пе­риоды жизни наступает глубокая перестройка и сдви­ги в физиологически закрепленных гормональных и эндокринных механизмах регуляции, энергетических процессах, которые являются неблагоприятным фо­ном при соответствующих отрицательных воздейст­виях социальных или сезонно-климатических фак­торов.

В отношении оценки здоровья человека 12-лет­ние циклы имели большое значение. Сочетание го­да, стихии, окраски были важны для определения физических, эмоциональных и интеллектуальных циклов, установления совместимости супружеской жизни, а также цикличности изменений окружаю­щей среды.

В отличие от привычных нам представлений о сезонах, тибетская медицина различает пять сезо­нов года. Формируются они следующим образом. 360 дней года разделяются на 4 основных сезона:

весну, лето, осень и зиму, каждый из которых насчи­тывает по 90 дней в среднем.

В каждом из сезонов различают основной сезон, имеющий продолжитель­ность 72 дня, и сезон промежуточный, насчитываю­щий 18 дней (межсезонье).

В сумме четыре межсезонья по 18 дней составляют пятый сезон года продол­жительностью в 72 дня.

В разные периоды года человеческий организм функционирует по-разному. И все это должен учи­тывать тибетский врач.