Конечно же, самоосознание, как мы понимаем, является неотъемлемой и естественной склонностью живого существа. Самоосознание, стремление к трансцендентности, как бы вмонтировано в саму нашу сущность и на телесном, и на психологическом плане. И в действительности, можно придти к выводу, что большинство традиционных человеческих сообществ было направлено, в той или иной форме, на самоосознание в той или иной религиозной традиции. К сожалению, современное общество отклоняется от этого пути. Современное общество направлено на удовлетворение чувств. И большинство из нас было воспитано в таких условиях. Нам с детства, с молоком матери преподавали не науку самоосознания, а то, как удовлетворять чувства. Поэтому современное общество является адхармой.

Когда мы употребляем санскритское слово дхарма, означающее религию, надо понимать, что это слово так же означает – суть. Слово дхарма происходит от санскритского корня дхри, которое означает – поддерживать существование чего-либо. Дхарма означает то, что делает вещь такой, какая она есть, какой мы ее воспринимаем. Дхармой сахара, как говорил Шрила Прабхупада, является сладкий вкус, дхармой огня – жар, дхармой человека – видеть Бога и служить Ему. И если вы не следуете дхарме сознательно, то вы отклоняетесь от пути. Но даже тогда, дхарма проявляется в нас, пусть даже каким-то искаженным образом. Дхарма не может уйти из нашего существования....


Фундаментальный принцип человеческой психологии.


Сейчас я хотел бы обсудить, каким образом Бойзон пришел к своим выводам.

Из своих исследований он понял, что фундаментальная истина, которую описывают данные человечеству религии, является истиной, которая присуща самому глубинному уровню человеческой психологии.

Это так же соответствует нашему пониманию, так как мы говорим, что преданное служение – это естественная природа (склонность) живого существа. Знаем мы об этом или нет, но все мы по своей природе преданные.

В нашей жизни, даже на неосознанном уровне, происходит своего рода спектакль, в котором мы или поворачиваемся к Богу, или отворачиваемся от Него. Это происходит в глубине сознания (сердца) каждого человека. И некоторые знают об этом, а некоторые нет. Бойзон обнаружил, что может доказать это на практике экспериментально.


Духовный кризис Бойзона.


Бойзон был воспитан в консервативной христианской общине протестантов пресвяторианцев. Его отец, дед и др., все были священниками в этой традиции. Это было что-то вроде брахманической семьи. Все они были священниками или преподавателями в учебных заведениях, так что у него было очень строгое воспитание, и он полностью принимал его. В то же время, он получил современное образование, и поэтому попал под влияние научных идей. В своей собственной жизни у него была одна неразрешенная проблема. Что с ним произошло? В 1920-м или 21-м году он посещал школу, где подготавливали священников, и ожидалось, что ему дадут какое-то положение в церкви. Но в результате он попал не в церковь, а в психиатрическую лечебницу. Ему поставили диагноз – шизофрения. У него были видения, голоса, которые разговаривали с ним. Он видел различные внутренние миры и конфликты Бога и сатаны, и описывал все это.

В 1921-м году его поместили в психиатрическую лечебницу.

Через несколько недель все эти голоса и видения ушли прочь и он обнаружил, что совершенно здоров в обычном смысле. Но ему было сложно убедить в этом других. Он стал размышлять над произошедшим и понял, что то, что люди определили как умственную неполноценность или психическое заболевание, на самом деле было духовным кризисом, который достиг такого апогея, что привел к серьезным отклонениям в поведении, таким как восприятие голосов, восприятие и понимание проблем этого окружающего мира и глубокие мысли о вечной борьбе добра и зла. И он понял, что то, что произошло с ним, было процессом духовного исцеления.

И применимо к его случаю, его очень беспокоили сильные половые желания, которые он не мог ни понять, ни объяснить, так как это были совершенно неприемлемые с его точки зрения желания. И, тем не менее, эти желания по-прежнему оставались в его сердце.


И, в конце концов, у него произошел кризис. Когда же он вышел из этого кризиса, то почувствовал, что вся его личность как бы разобрана на части и эти части были собраны совершенно в другом порядке, на более высоком уровне. Таким образом, психический срыв, который с ним произошел, принес ему благо.



Основная идея книги – связь между умственными расстройствами и преобразованиями характера.


Пока он находился в психиатрической лечебнице, он наблюдал за пациентами, которые были рядом, и увидел, что люди, с которыми он общался, казалось, проходили через тот же самый процесс. Они проходили через те же самые испытания, что и он, и их фундаментальные проблемы были так же духовного характера, несмотря на то, что их определяли как сумасшедших. Так у него появилась новая идея, которая сформулирована во введении к его книге, где он приходит к определенному выводу.

Особенной чертой этой книги является ее попытка изучить опыт внутренней победы и внутреннего поражения в свете друг друга, т.е. победу в свете внутреннего поражения, а поражение в свете внутренней победы. Эта книга берет свое начало в предположении, что существует важная и неоспоримая связь между острыми умственными расстройствами функционального типа, и теми неожиданными преобразованиями характера, которые ясно видны в истории христианской церкви со времен Павла. (Это библейский герой, который сначала был противником христианства, а потом стал апостолом Павлом.)

Он говорит, что религиозный опыт и умственные расстройства могут подразумевать очень серьезные внутренние перевороты, и поэтому как умственные расстройства, так и религиозные переживания, могут представлять собой влияние сил природы, которые вмешиваются, чтобы излечить нас. Он приходит к выводу, что определенные типы умственных расстройств, и определенные типы религиозных переживаний, являются очень похожими попытками внутренней перестройки.

Какова разница между ними? Разница в результатах, к которым они приводят. Когда эта попытка успешна и в каком-то смысле приводит к победе, то ее называют религиозным переживанием. Когда же попытка неудачна и ситуация неясна, то ее обычно называют сумасшествием. Такова его гипотеза. И он стал размышлять, что же приводит к конечному результату в том и другом случае. Что ведет к успеху в одном случае, и что ведет к поражению в другом.


Изучение опыта духовно-психологических кризисов религиозных лидеров.


В конце концов, его родственникам удалось убедить отпустить его из госпиталя, доказав, что он уже нормальный. После этого Бойзон снова отправился в свое учебное заведение, в Гарвардский университет, где стал изучать психологию религии. Он был под большим впечатлением от работ Уильяма Джеймса, великого американского психолога и философа. Джеймс написал известную книгу, которая называется “Психология религиозного опыта”. Хотя сам Джеймс происходил из научной среды, все же он рассматривал религиозный опыт, как серьезную категорию. Он уделял большое внимание этому роду переживаний в своих научных изысканиях, и считал, что их можно изучить научным образом.

Другой силой, оказавшей влияние на убеждения Бойзона, был еще один психолог – Джордж Герберт Мид, который работал в университете Чикаго. Он основал социальную психологию, или психологию общества.

Вооружившись этим знанием, Бойзон обратился к изучению жизни великих святых в свете своей новой гипотезы. Он обнаружил, что многие видные религиозные лидеры переживали подобного рода религиозно-психологический кризис, и часто это фиксировалось документально.

Бойзон исследовал духовные кризисы видных фигур разных религиозных традиций, и пришел к выводу, что эти люди, в действительности, переживали перестройку своей личности. И когда эта перестройка увенчивалась успехом, то люди возвышались на более высокий религиозный уровень, и очень часто получали возможность убедить других людей следовать за ними, становясь таким образом великими религиозными проповедниками, пророками или святыми...............


Источник http://padayatra.info
http://krishna.com.ua