Обычно мы прячем свои изъяны, грязь и недостатки от других, потому что знаем, что нашей слабостью могут воспользоваться нам во зло. Врач - единственное исключение. К нему мы приходим, для того чтобы рассказать о своих изъянах. Мы не боимся открыть ему все, наоборот - торопимся сделать это, потому что уверены в том, что он не хочет причинить нам зло. Мы перестаем стесняться и сами открываем ему свою тщательно спрятанную от мира грязь, потому что знаем, что им движет сострадание. Не так ли и с духовным учителем? Не для того ли он нужен, чтобы мы, ощутив на себе его непритворное сострадание, избавились от ложного стыда и рассказали ему о всех наших болячках, хворостях и бедах? Это второй шаг к исцелению - не таясь рассказать учителю все про себя. Любая болезнь, согласно аюрведе, начинается со слабого огня пищеварения. И, когда болезнь уже началась, огонь пищеварения делается еще слабее. Токсины, накопившиеся в результате плохого пищеварения, еще больше гасят огонь пищеварения. Так грязь порождает новую грязь. Цепная реакция грязи. То же самое происходит, когда заболевает наше сознание. Любая болезнь в уме, будь то вожделение, жадность, гнев или страх, начинается с забвения своей духовной природы, то есть со слабого огня духовного сознания. Но, едва начавшись, она делает огонь духовного сознания еще слабее, погребая его под грудой анартх. Когда огонь пищеварения почти погас, никакие лекарства нам помочь не могут, потому что наше больное тело не способно усвоить даже лекарство. Поэтому врач, чтобы разорвать этот заколдованный круг, с самого начала - до всех остальных лекарств - должен прописать горькое лекарство, которое разожжет огонь пищеварения. Не то же ли самое делает и духовный учитель? Не для того ли он нужен, чтобы с самого начала, какой бы болезнью мы ни были больны, прописать нам лекарство святого имени и побудить нас пить его, даже если поначалу оно кажется нам горьким? Это третий шаг к исцелению - принять от учителя лекарство святого имени, которое будет лечить нас от забвения и разжигать почти потухший огон духовного сознания. Дальше начинается самое сложное - избавление от грязи. Грязь вросла в нас, залежи ее скапливались в нашем сердце не годами - тысячелетиями. Многие жизни мы копили в себе эту грязь. Грязь в печени или кишечнике относительно свежая, но даже от нее избавиться трудно. Насколько же труднее избавиться от грязи в уме? Более того, очень часто наша грязь - это ответ на грязь этого мира, что-то вроде защитного механизма или мимикрии. Грязь нужна нам для того, чтобы мы, гонимые страхом, могли слиться с этим миром и не слишком выделяться на фоне его грязи. Иначе говоря, мы не представляем себе, как жить без нее. Сами того не понимая, мы держимся за свою грязь и не хотим расставаться с нею. Поэтому аюрведический врач следом прописывает снехану. "Снеха" на санскрите значит "топленое масло". Топленое масло с экстрактами целебных трав необходимо для того, чтобы постепенно перевести плотно приставшую к тканям грязь в растворимое состояние, размягчить ее. И топленое масло это нужно пить не чайными ложками, а стаканами. "Снеха" на санскрите также значит "любовь, нежность". Не то же ли делает и духовный учитель? Не для того ли он нужен, чтобы щедро дать нам безоговорочную, ничем не обусловленную любовь? Когда он говорит о Кришне, мы ушами пьем его любовь. Не эта ли любовь размягчает наше сердце и помогает нам перестать держаться за грязь в нем? Это четвертый шаг к исцелению - слушать духовного учителя и принимать внутрь любовь, которой пронизаны его слова. Но даже этого мало. Аюрведический врач, чтобы поскорее избавить пациента от всего ненужного, просит своих помощников втирать в него масло извне. Помощники каждый день делают ему массаж и разогревают его тело, чтобы тело расслабилось и отпустило въевшуюся в него грязь. Топленое масло работает изнутри, но массажное масло и тепло снаружи помогают поскорее собрать токсины там, где от них можно быстрее избавиться. Это тоже снехана, но внешняя. Не то же ли делает и духовный учитель, когда просит нас находиться в обществе любящих старших духовных братьев? Не для того ли он нужен, чтобы создать атмосферу любви и доверия среди своих учеников и учить нас помогать друг другу? Это пятый шаг к исцелению - находиться в обществе любящих преданных и принимать от них тепло и заботу. А дальше начинается самое главное. В какой-то момент, когда мы выпили изрядную порцию масла, когда массажи и тепло разогрели и размягчили наше тело, когда мы немного расслабились и успокоились, тот же самый врач, который до этого давал нам только хорошее, вдруг предлагает нам выпить рвотное или слабительное. Нас начинает рвать, слизь и грязь идут из всех пор нашего тела, мы проклинаем все на свете и умоляем доктора сжалиться, а он неумолимо стоит над нами и говорит: "Еще не все! Ты должен отрыгнуть больше, чем выпил". Он сам засовывает нам в рот палочку, он требует, он заставляет нас, и мы, проклиная тот час, когда решили лечиться, давимся собственной блевотиной. Все наше тело сотрясают судороги, из глаз льются слезы, а доктор как будто в насмешку хвалит нас: "Хорошо. Еще немного. Не останавливайся на пол-пути. Скоро тебе станет легче". Не то же ли самое делает и духовный учитель, когда оказывается рядом в тот самый миг, когда нас сотрясают рыдания, когда почва уходит у нас из-под ног и весь мир ходит ходуном у нас перед глазами? Когда мы не понимаем, что случилось с нами, почему нам так больно? Мы же пришли сюда, чтобы избавиться от боли, а боль вдруг стала невыносимой. Не для того ли он нужен, чтобы в миг неминуемого кризиса сказать нам жесткую правду, а не попытаться замазать ее и дать временное облегчение? Он оказывается с нами в этот миг и подбадривает: "Еще не все. Не останавливайся на пол-пути. Не для того ты пил масло, чтобы сохранить в себе грязь". Это шестой шаг к исцелению - бурная и мучительная реакция отторжения грязи. Что потом? Потом мы растерянно оглядываемся вокруг. Нам вроде стало легче, у нас кружится голова, мы еле стоим на ногах, и чувствуем только одно - врач находится рядом. Он ведет нас через все эти муки. Сквозь туман мы с трудом различаем его успокаивающий голос: "Это еще не все. Это только самое начало. Отдохни, наберись сил, и мы начнем следующий цикл исцеления". P.S. Я уверен, что некоторые, прочитав эти рассуждения, подумают: "Почему же мой учитель не дал мне ничего этого? Разве что только горькое лекарство святого имени". Учителю виднее. Далеко не каждый может вынести все лечение, но самого по себе лекарства святого имени, если мы регулярно принимаем его, достаточно, чтобы в конце концов исцелить нас от всех болезней. Не для того ли нужен нам духовный учитель, чтобы дать нам эту твердую веру? Автор: Бхакти Вигьяна Госвами