В прошлой статье мы говорили о законах гармонии, которые пронизывают все три стихии обитания души - микрокосмос ума и тела, мезокосмос общества и макрокосмос вселенной. Эти законы напоминают нам о Законодателе, который, корректируя наше сознание и поведение через страдания, если мы отклоняемся, помогает нам глубже осознавать реальность и действовать без нежелательных последствий. Итак, позитивные изменения в жизни начинаются с позитивных изменений в сознании. Сознание человека определяет его жизнедеятельность. Материалистичное сознание, игнорирующее духовные законы, приводит к разрушительным последствиям.

Верховный Господь сказал: "Я - цель, опора, властитель, свидетель,

обитель, убежище и самый близкий друг.

Я - творение и уничтожение, основа всего,

место покоя и вечное семя"

(Бхагавад-гита, 9.18).

В "Бхагавад-гите", одном из основных ведических писаний, Верховный Господь определяет такое мышление и его моральные и материальные последствия так: "Материалисты говорят, что в этом мире нет истины, нет Бога, управляющего им... Следуя таким заключениям, заблудшие и лишившиеся разума, они занимаются ужасной, вредной деятельностью, направленной на разрушение мира... Находя отраду в ненасытном вожделении, поглощенные тщеславием, гордостью и ложным престижем, материалисты, находящиеся таким образом в иллюзии, всегда привлекаются нечистой деятельностью, притягиваются преходящим... Они считают, что удовлетворять чувства - первая необходимость человеческой цивилизации, и потому до конца жизни их тревоги неизмеримы... Так, постоянно находясь в заботах и тревогах, запутавшись в сети иллюзий, они приобретают слишком сильную привязанность к чувственным удовольствиям и попадают в ад" (Бхагавад-гита, 16.8-16). В этой цепочке можно увидеть, что деградация начинается с того, что в сознании человека нет четких понятий ни об объективных законах бытия, ни, тем более, о Боге как Законодателе. Это рождает философию волюнтаризма и чувство безнаказанности, но приводит в итоге к печальным последствиям.

Итак, в жизни нас окружает много вещей, людей, событий. Что определяет наше отношение к окружающему? В идеале центром нашей жизни должно быть то, что уже является стержнем, на котором держится жизнь вообще - Бог и Его законы. Но если мы не знакомы с высшей реальностью, значит в центре нашей жизни будут стоять какие-то вещи и люди, которые по своему статусу объективно в центре жизни находиться не могут из-за своей временной природы, но в нашем субъективном сознании они вышли на первый план и заняли центральное место в нашем сердце. По мнению Стивена Кови, автора мирового бестселлера "7 навыков высокоэффективных людей", этот центр жизни является для нас источником чувства внутренней безопасности, жизненной ориентации, мудрости и силы. Эти идеи С.Кови полностью соотносятся с концепцией Вед, и потому мы приводим их здесь. Этот центр есть внутренняя опора личности. Естественно, лучше, если наш центр основан на объективном источнике безопасности, ориентации, мудрости и силы. Мы, конечно, свободны выбирать любой центр жизни, но мы не свободны от последствий этого выбора. Если мы подняли один конец палки, мы подняли и другой. Этот пример показывает, что у каждого решения есть совершенно четкие последствия, которые тесно и неразрывно связаны между собой. Приведем примеры различных центров, которые могут определять наше отношение к окружающей жизни. В центр можно поставить семью, супруга, деньги, работу, собственность, наслаждения, друзей, врагов, церковь или общественную организацию, себя самого и т.д.

Теперь, на основе "Семи навыков ..." С.Кови, коротко проанализируем, к каким последствиям приведет то, что мы будем смотреть на мир через призму любого из этих центов.

В центре - супруг. В идеале эта личность может быть источником вдохновения, любви и множества положительных эмоций, но если супруг становится центром жизни, мы попадаем в сильную эмоциональную зависимость. Если начинают проявляться разногласия во взглядах, мы вступаем в противоречие с самим центром нашей жизни, а если отношения прерываются изменой, разводом или смертью - это настоящая трагедия. Но ведь центр и опора в жизни должны быть нерушимы!

В центре - семья. Семья может создавать возможности для проявления глубоких отношений и всего того, что делает жизнь полноценной. Люди с таким центром жизни черпают ощущение своей внутренней безопасности и собственной значимости (Я - глава семьи!) из традиции, культуры или репутации семьи. Таким образом, они становятся уязвимыми при любых изменениях в этих традициях (конфликт "Отцы и дети"), культуре, а также при любых событиях, несущих вред репутации семьи.

В центре - деньги. Для многих в наше экономически нестабильное время деланье денег стало главным занятием. Кому-то кажется, что деньги являются источником внутренней безопасности. До определенной степени это так, но это не может дать жизненной ориентации и мудрости. За деньги можно купить кровать, но не сон; часы, но не время; книгу, но не знание; положение, но не уважение; лекарство, но не здоровье; секс, но не любовь. Более того, если сделать деньги той призмой, через которую мы смотрим на жизнь, можно испортить отношения с кем угодно.

В центре - работа. Такие "трудоголики" будут работать в ущерб здоровью, отношениям с семьей, дружеским связям и т.д. Поскольку эти люди черпают ощущение собственной значимости и внутренней безопасности в работе, все, что как-то мешает их деятельности, выводит их из равновесия. Их жизненная ориентация, мудрость и сила ограничиваются лишь профессиональной деятельностью, делая их неэффективными в других сферах жизни. Даже временная нетрудоспособность делает их несчастными, а если они теряют работу по возрасту или другим причинам, жизнь лишается для них смысла.

В центре - обладание. Многие ставят в центр своей жизни обладание. Причем стремятся не только к осязаемым вещам, таким как дом, машина, яхта, земля, но и к славе, успеху или положению в обществе. Если рядом оказывается кто-то более известный, богатый, удачливый или могущественный, это сразу порождает зависть и комплекс неполноценности у того, чье обладание не столь широко. Этот центр жизни очень ненадежен, т.к. подвержен множеству внешних влияний и может быстро исчезнуть. Порой люди даже совершают самоубийство, утратив славу, состояние или общественное положение.

В центре - наслаждения. Это очень привлекательный центр жизни, который всячески стимулируется телевидением и кино. Однако несмотря на внешний блеск такого стиля жизни, излишний акцент на внешних наслаждениях опустошает человека внутренне, делает его праздным и ленивым. Вряд ли эти качества могут сделать человека полезным членом общества. Мирские наслаждения быстро приедаются и человеку хочется чего-то нового, более впечатляющего, и это в конце концов приводит к разочарованию.

В центре - друг/враг. В случае с другом в центре жизни может повториться тот же сюжет, что и в случае с супругом - излишняя эмоциональная зависимость со всеми вытекающими последствиями. Некоторые умудряются в центр жизни поставить врага, и теперь все остальное - деньги, друзья, семья, работа, положение - становятся средством борьбы с врагом. А наслаждение они испытывает от победы над врагом. Любому нормальному человеку ясно, что такой центр жизни вряд ли превратит нас в гармоничную личность.

В центре - церковь. Хотя религиозная организация призвана прививать людям высшие и вечные ценности, и в большинстве случаев так оно и есть: сама церковь находится в материальном мире и потому зачастую далека от совершенства. В худшем случае она даже может превратиться в реакционную лицемерную структуру, которая живет по принципу двойной бухгалтерии и учит одному, а следует другому. Поэтому ставить церковь в центр жизни не всегда безопасно даже религиозному человеку.

В центре - я сам. Наиболее яркая форма такого центра - это эгоизм, который попирает ценности большинства людей. Это просто потребитель, от которого невозможно ожидать отдачи. Раз человек сориентирован только на потребление, а не на отдачу, он перестает развиваться как личность. Возникает внутренний кризис застоя.

Итак, мы видим, что ничто из перечисленного не может являться полноценным центром нашей жизни, который сделал бы нас гармоничными и неуязвимыми личностями с высоким чувством внутренней безопасности, ориентиро-ванности, мудрости и силы. Очевидно, что этот центр жизни должен быть той же природы, что и сама душа, - божественным. Этим центром являются вечные, неизменные и нерушимые принципы, основанные на тонких метафизических законах бытия. Они верны всегда и при всех обстоятельствах. Их невозможно нарушить, ибо они обладают объективной силой, т.к. исходят от Бога. Можно лишь поломать свою жизнь о принципы. Только они могут обеспечить гармоничное отношение к миру, людям и себе самим. Человек, сделавший вечные принципы центром своей жизни, становится неуязвимым в любых обстоятельствах, как неваляшка. Какие бы удары судьбы ни обрушивались на него, благодаря внутренней духовной силе, он сохраняет целостное видение мира. Он понимает, что вечный аспект его личности неразрушим, а с временными аспектами его личности - тонким и физическими телами - происходят закономерные изменения. Чтобы не потерять равновесие в этом изменчивом мире, в центре своей жизни нужно иметь неизменные ценности и принципы. Человека, который строит свою жизнь на вечных принципах можно назвать принципиальным. Все остальные вещи, попавшие в центр жизни по нашему неведению, делают нас беспринципными людьми, подверженными всевозможным внешним влияниям. Потеряв одну опору в жизни, мы будем судорожно хвататься за что-то такое же бренное, пока не поставим вечные ценности и принципы в центр своей жизни.

Итак, пусть все, что нас окружает материальное, занимает свое почетное второе место, а на первое место (в центр) надо поставить то, что там уже находится - вечные духовные принципы-законы, которые могут сделать нашу жизнь максимально гармоничной. Почувствовать объективную силу принципов каждый может на собственном опыте, попытавшись нарушить вечные духовные законы. Это мы подробно обсуждали в прошлой статье. Каковы же эти загадочные вечные принципы? Конечно, главным принципом жизни является любовь. Это то, без чего жизнь лишена смысла. Она исходит от Бога, она живет в наших сердцах и она ищет выхода и достойного объекта. Но этот принцип любви имеет конкретные проявления. Как луч расширяется в радужный спектр, так и любовь включает в себя целый спектр составляющих. Это правдивость, милосердие, чистота, самоконтроль, терпение, справедливость, уважение, служение и т.д. Эти принципы должны реально воплощаться в жизнь на основе ясного понимания, что иначе и быть не может. Кратко рассмотрим некоторые из них.

Правдивость - это не просто не лгать или иметь силу признать свои недостатки. Духовный прообраз правдивости - это быть правдивым перед Богом и открыть свое сердце Ему. Мирская правдивость последует за духовной правдивостью как тень.

Милосердие должно проявляться не избирательно, лишь к людям, но и ко всем остальным существам, потому что везде, где мы видим признаки жизни, есть живые существа, духовные по своей природе. Поэтому практическое милосердие выражается в нашей повседневной диете. Тем, кто привязан к мясу, современная технология предлагает качественные соевые заменители.

Чистота, кроме физической гигиены, подразумевает чистоту помыслов и поведения. Ум и сердце очищаются духовными практиками и духовной литературой. Чистота и внешняя, и внутренняя теряется от привязанности к интоксикациям: табак, алкоголь, наркотики.

Самоконтроль означает, что человек, живущий полноценной внешней жизнью не должен никогда забывать о своей духовной сути. Для этого необходимо найти здоровый баланс между естественным наслаждением чувств и духовной дисциплиной. Если мы слишком взнуздаем лошадь, она нас просто скинет, встав на дыбы. Но если совсем выпустим поводья, лошади наших чувств совершенно увлекут нас далеко от желанной цели. Поэтому нам нужен духовный разум, который сможет управлять лошадьми чувств. Так и лошади (чувства) будут сыты, и мы придем к нужной цели.

Потенциальные возможности - это принцип, который позволяет нам смотреть на человека в динамике развития и не ставить на нем крест безнадежности (за исключением редких тяжелых случаев). Этот принцип подразумевает эволюцию сознания и, соответственно, эволюцию поведения человека при наличии его желания.

Служение - это принцип, без которого совершенно невозможно прожить. В обществе существует интеграция, которая есть не что иное, как взаимообслуживание. Каждый служит всем остальным своими конкретными способностями. Т.е. мы зависимы от служения других, а другие - от нашего. В свою очередь, общество зависимо в энергоресурсах от природы, а материальная природа зависима от Бога. Так эта цепочка зависимости приводит нас на самый верх к первоистоку всего. В Бхагавад-гите(9.10) Кришна гласит: "Эта материальная природа, которая является одной из Моих энергий, работает под Моим надзором, производя все движущиеся и неподвижные существа...". "Я - источник всех духовных и материальных миров. Все исходит из Меня. Мудрые, познавшие это в совершенстве, отдают себя преданному служению Мне и поклоняются Мне всем сердцем" (Бхагавад-гита,10.8). Т.е. принцип взаимообмена служением нисходит от Бога. Он дает нам все необходимое для жизни (это Его любовь и служение нам) и просит нас посвящать свои труды Ему или действовать "ради Бога". В этом взаимообмене служением и возрождается наша утерянная и разменянная любовь к Богу. В служении практически воплощается принцип любви. Без служения объекту любви, любовь - просто абстракция. То есть, будучи зависимыми существами, мы в любом случае будем служить - либо вынужденно за кусок хлеба без всякого духовного мотива, либо, осознавая, что все исходит от Бога, с любовью и благодарностью к Нему. Более подробно этот принцип любовного энергетического взаимообмена мы рассмотрим в следующей статье.

Враджендра Кумар дас

Источник Портал вайшнавских новостей