Дженнифер Сараноу
В июне 1662 года Мэри Сэнфорд была обвинена в "связи с Сатаной". Она – одна из числа нескольких человек, пострадавших во время охоты на ведьм в Хартфоррде, штат Коннектикут, которую развязали молодая женщина и восьмилетняя девочка. Эти две особы обвинили в своих "странных припадках" нескольких местных женщин.
Ребекка Гринсмит, современница миссис Сэнфорд, признавшая себя ведьмой, дала показания, в которых объявила, что она и три другие женщины, включая Мэри Сэнфорд, встречались в лесу. Она говорила также, что встречала каких-то людей " в зелени деревьев" у своего дома, где они "танцевали и распивали из бутылки шерри".

Здесь исторические записи о Мэри Сэнфорд обрываются. Историки предполагают на основе других документов, что в то время ей было около 39 лет, у нее было пятеро детей и дом. Записи показывают, что ее муж позже переехал в другой город и вновь женился.

Почти 350 лет спустя пра-пра-пра-пра-пра-пра-пра-правнучка Сэнфорд Дебра Эйвери хочет исправить то, что она считает исторической несправедливостью: казнь Мэри Сэнфорд. Дебра Эйвери считает, что ее прародительницу могли казнить по религиозным причинам или просто потому, что она слишком весело проводила время. Сэнфорд "с друзьями часто встречались и танцевали, пили алкогольные напитки и вышли за рамки допустимого поведения", – говорит 47-летняя Эйвери, проживающая в Нью-Престон. "Если бы я жила в то время, меня бы тоже повесили", – добавляет она.

С помощью 13-летней дочери Эйвери пытается добиться принятия указа, подписанного губернатором Коннектикута, который бы снимал вину с Мэри Сэнфорд и дюжины других женщин и мужчин, казненных за колдовство в Коннектикуте с 1647 по 1660 год. "Я хочу восстановления справедливости для всех, кто пострадал в этой заварухе", – говорит Эйвери.

Потомки приговоренных ведьм недавно начали действия в защиту своих предков в нескольких штатах США и в Шотландии. В июле прошлого года губернатор Вирджинии официально восстановил доброе имя "Пунговской ведьмы", известной также как Грейс Шервуд, – добропорядочной жены и матери троих детей, которую назвали ведьмой и подвергли испытанию водой. Испытание заключалось в том, что жертве привязывали ноги к рукам и бросали в реку. Если она утонет – значит, она невинна, если поплывет – ведьма. Она не утонула, и почти на восемь лет ее бросили в тюрьму. Ее истинное преступление, говорят потомки, заключалось в том, что она была богата, хороша собой и носила брюки.

31 октября 2001 года губернатор Массачусетса подписал указ о реабилитации пяти женщин, казненных в Салеме в ходе охоты на ведьм в 1692 году. Из 20 человек, казненных в Салеме, 14 были оправданы в результате общей амнистии в 1711 году, а еще одного оправдали в 1957 году по просьбе потомка. Два года назад в маленьком городе Престонпансе в Шотландии было официально помиловано 81 человек, казненных за колдовство в XVI и XVII веках. (Оправдали также их котов.)

Как все чаще говорят историки, люди, которых обвиняли в колдовстве в колониальной Америке, скорее всего, были виноваты лишь в том, что не подчинялись правилам. Бойкие женщины, которые одевались в яркую одежду, использовали бранные слова или выказывали слишком много независимости, были уязвимы для обвинений в колдовстве. Некоторые их современники, возможно, прибегали к таким обвинениям ради личной мести.

Не все потомки так же горячо встают на защиту своих казненных предков, как Эйвери. "Некоторые думают, что они правда были ведьмами. Моей первой реакцией на решение моей сестры было: "Откуда ты знаешь, что она действительно не была ведьмой?" – говорит сестра Айвери Жаклин Россиньоль. Теперь, когда она узнала об истории Мэри Сэнфорд больше, она поддерживает свою сестру.

Пресс-секретарь правительства Коннектикута Джоди Релл говорит, что Коннектикут никогда не объявлял о реабилитации людей, обвиненных в колдовстве в штате. Более того, он сказал, что "других комментариев от губернатора не будет". Дебра Эйвери надеется донести до всех, что Мэри Сэнфорд не сделала ничего дурного, не заслуживала смерти и всего лишь имела открытый характер. "Больше всего меня гнетет мысль, что тут заставили замолчать сильную женщину, – говорит Эйвери. – В 1662 году немного повеселиться считалось грехом. Твердолобые соседи думали, что неподобает развлекаться в компании".

http://www.inopressa.ru/wsj/2006/09/15/16:09:22/vedma