Фанаты собираются с размахом отметить двадцатилетие картины Георгия Данелия "Кин-дза-дза". Поклонники фильма даже собираются на предстоящих торжествах разговаривать на придуманном авторами сценария чатлано-пацакском языке. В фильме снимались Станислав Любшин, Леван Габриадзе, Евгений Леонов, Юрий Яковлев, Ирина Шмелёва, Ольга Машная. Как отмечает газета "Версия", когда в 1986 году фильм вышел на экраны, Георгий Данелия пачками получал письма от разгневанных зрителей. "Куда смотрит правительство? На что тратятся народные деньги? Кто позволяет хорошим артистам сниматься в такой ерунде? Как не стыдно режиссёру морочить голову советскому народу?" - такие вопросы были в письмах.

О том, как снимался этот необычный фильм, рассказал газете сам режиссер. По его словам, все начиналось с того, что он решил снять фантастический фильм и пригласил в соавторы Резо Габриадзе, с которым к тому времени уже написал вместе два сценария: к фильмам "Не горюй" и "Мимино".

"Как-то мы с Резо начали болтать, и вдруг у нас сама собой "наболталась" история о том, как два человека оказались на другой планете, - рассказал Георгий Данелия. - Решили, что это отличная идея для нового фильма. Резо, который тогда жил в Тбилиси, приехал в Москву, и мы сели писать. Язык планеты Плюк сочинили легко, получилось нечто вроде смеси из разных языков. "Пацак" - смесь слов "пацан" и "кацап", "эцилопп" - перевёрнутое английское слово police, "пепелац" - от грузинского "пепел" - "бабочка".

"Ку" и антиалкогольная кампания

"А со словом "ку" чуть было не вышли неприятности: я уже монтировал фильм, когда принесли газету "Правда" с указом о назначении нового генсека, где было напечатано "К.У. Черненко", - рассказал режиссер. - И так во всех газетах: "К.У. Черненко... К.У. Черненко..." Что делать? Надо срочно менять! Пока думали, Черненко умер, и к власти пришел Горбачёв".

Одна проблема была решена, но тут же создателей картины подстерегли другие неприятности - развернулась антиалкогольная кампания. И снова понадобились срочные перемены: по словам Данелии, в первом варианте сценария Гедеван вёз не уксус, а чачу. А за чачу по тем временам давали пять лет.

"Вылетали целые эпизоды: первоначально земляне с плюканами попали на Альфу вместо Земли потому, что перебрали спиртного и "слегка" промахнулись. В общем, сценарий писался долго, всё много раз менялось", - вспоминает Данелия.

Наконец сценарий был закончен и отправлен на одобрение в Госкино и, что довольно странно по тем временам, его получил. Известно, что тогдашний министр кино Камшалов осилил лишь четверть сценария и сказал режиссёру: "Если б не твоё имя, я бы эту фигню сразу выкинул!" Несмотря на это, Камшалов добро на картину дал.

Странные неприятности

Снималась "Кин-дза-дза" 2 с половиной года. Причём к концу первого режиссёр уже готов был от картины отказаться, слишком со многими непонятными трудностями пришлось столкнуться: например, конструкторы авиазавода Миля сделали из стратегических материалов макеты пепелаца, но они по дороге в Каракумы потерялись.

Когда директор "Мосфильма", отчаявшись в поисках, подключил КГБ, выяснилось, что макеты отправили аж во Владивосток. Но и на этом злоключения съёмочной группы не закончились. Декорацию "Корабль в песках" разнесло ураганом. Подземный пепелац кто-то сжёг. В декорацию эциха (тюрьмы) в день съёмки въехал "Лихтваген" - водитель был мертвецки пьян. А ракета, которую сделало КБ авиационного завода, при запуске взорвалась.

"Знаете, оператор Паша Лебешев был уверен, что нам пакостят инопланетяне, о которых мы снимали фильм, - вспоминает Данелия. - Они не хотят, чтобы на Земле о них знали правду. Иногда я думаю, что он был прав".

Костюмы инопланетян

Были и проблемы с костюмами: в то время в пошивочных цехах "Мосфильма" работали для картины Сергея Бондарчука "Борис Годунов" и на что-то другое у них просто не оставалось времени. Данелия решил обходиться своими силами. "Инопланетян" одели в то, что нашли в костюмерных "Мосфильма": например, ботинки на Евгении Леонове - из картины "Тиль Уленшпигель".

Лётчики подарили группе старые лётные костюмы, их тоже задействовали. Кое-что раскопали в прямом смысле этого слова на свалке.

Так, Ирина Шмелёва, актриса, исполнившая роль Тачаночницы, рассказывает: "До сих пор перед глазами такая картина: Георгий Николаевич Данелия стоит на помойке над чёрным пальто, топчет его ногами, чтобы оно выглядело именно так, как ему надо. А потом ещё отрывает у него рукав... У меня был наряд, сшитый из разных кусочков кожи. На меня примеряли различные варианты костюмов, и, когда в перерыве между двумя примерками я набросила на себя какую-то тряпку - просто чтобы не стоять раздетой, - Данелия вдруг сказал: "Вот так и будешь сниматься!" Но на этом дело не закончилось, режиссёр "втыкал" мне в голову кучу пружинок, но и это ему не понравилось, и в результате на меня нацепили жуткий, нечёсаный парик. Моих волос просто не хватало, чтобы привязать на них все эти болты и пружинки, которые были необходимы".

Трудные съемки подкосили здоровье артистов

Пески, дикая жара и перелёты из Москвы в Каракумы подкосили здоровье артистов. Планировалось ехать в Каракумы весной, но съёмочная группа попала туда летом, в период дикой жары. Съёмки начинались в 6 утра. А к 12 часам дня работу приходилось приостанавливать.

"Когда мне позвонил Данелия и пригласил у него сниматься, я так обрадовался этому предложению, что не раздумывая согласился, - рассказал Юрий Яковлев. - Прочитав сценарий, правда, ничего не понял, но решения не изменил. Но все мои восторги, почти как по Маяковскому, "разбились о быт". Это был самый тяжёлый фильм в моей жизни: пески, дикая жара и перелёты раз в три дня в Москву - отыграть спектакль в Театре Вахтангова - и обратно. И так всё лето и осень. Это довольно сложно и для здоровья, и для творчества".

Так же трудно приходилось и другим актёрам: Станислав Любшин и Евгений Леонов тоже продолжали играть спектакли в Москве, первый - во МХАТе, второй - в "Ленкоме". Кроме того, фильм снимался при постоянных доработках сценария. За день до съёмок Данелия раздавал актёрам текст, который за ночь все выучивали. Но за ночь режиссёр с Резо Габриадзе успевали полностью переписать сцену и утром выдавали совершенно новый текст.

Музыка

Музыку к фильму писал грузинский композитор Гия Канчели. Его в своё время порекомендовал Данелия композитор Андрей Петров, когда выяснилось, что сам он поработать над картиной не сможет.

В "Кин-дза-дзе" звучит музыка "инопланетян", и она должна была быть не только примитивной, но и неблагозвучной. Канчели написал мелодию. Но Данелия не понравилось, по его мнению, это была слишком сложная мелодия, которую нужно было упростить.

"Когда я ему это сказал, он возмутился, - рассказал Данелия, - и с омерзением сыграл упрощённый вариант на пианино. На следующий день стали записывать музыку в студии. Вызвали всего двух музыкантов. Пианист искал подходящие звуки в синтезаторе, а скрипач старался, чтобы скрипка звучала как можно фальшивее. Но и этого Данелия оказалось мало: "Я считал, что должно быть ещё хуже. Сам взял скрипку в руки, и мою игру признали такой омерзительной, что дальше некуда. Но чего-то всё равно не хватало... И тут я увидел - в углу валяется старый ржавый замок. Попробовал - замок раскрывался с очень гнусным скрипом. Попросил скрипача поиграть на замке... Опять не то".

"Надо было ещё упростить мелодию. Канчели чуть плохо не стало, ведь там всего четыре ноты. В итоге договорились оставить две. Для композитора, который писал симфонии, это было невыносимо, и я решил, что, пока мы будем записывать этот номер, Гия посидит в музыкальной редакции. Сидим с ребятами в студии, и тут приходит нам в голову попробовать бритвой поскрести по стеклу. Это оказалось именно то, что нам нужно. Но вот беда - никто не соглашается нам помочь "играть" на стекле. В итоге я вызвал Канчели. И живой классик целую смену скрипел бритвой по стеклу", - рассказал режиссер.

Цитаты

"Вот потому, что вы говорите то, что не думаете, и думаете то, что не думаете, вот в клетках и сидите. И вообще, весь этот горький катаклизм, который я тут наблюдаю... и Владимир Николаич тоже..."

"Вместо того чтоб всё время думать, что ты первый грузинский космонавт..."

"Как же это вы без гравицаппы пепелац выкатываете из гаража? Это непорядок... Ку!"

"Люсенька, родная, зараза, сдались тебе эти... макароны".

"Нет, генацвали. Когда у общества нет цветовой дифференциации штанов, то нет цели!"

"Прораб! Скрипач не нужен.."

" - Ну и зараза же ты, родной...
- Он хуже. Он просто кю! "

"-Ну вот у вас, на Земле, как вы определяете, кто перед кем сколько должен присесть?

- Ну, это на глаз...
- Дикари! "

"У тебя в голове мозги или кю?!"

"Уэф, ты когда-нибудь видел, чтобы такой маленький пацак был таким меркантильным кю?!"

"Небо... небо не видело такого позорного пацака, как ты, Скрипач..."

"- Что они хотят?
- Ку они хотят..."

" - Это твое заднее слово?
- Заднее не бывает..."

Краткий чатлано-пацакский словарь

Кц - спичка
Цак - колокольчик для носа
Эцих - ящик для узников
Эцилопп - представитель власти
Пепелац - межзвёздный корабль
Гравицаппа - деталь от мотора пепелаца
Кю - допустимое в обществе ругательство
Ку - все остальные слова

http://www.newsru.com/cinema/30may2006/kin_dza_dza.html