Почти три сотни лет назад Западная цивилизация предприняла победоносный поход для покорения Востока. Обитатели Индии, Китая и Северной Африки оказались более многочисленными, чем племена американских индейцев. Их невозможно было истребить, а оставшихся закрыть в резервациях. Завоеватели попытались дать им свои ценности, разрушить культуру и традиции. В результате западная мораль на азиатской почве привела к неожиданно быстрому росту населения, которое хлынуло в вырождающуюся Европу. Вслед за людским ресурсом потянулся азиатский капитал, которому стало тесно в пределах своих стран, набирающих темпы экономического развития. Постепенно целые отрасли экономики стали выходить из-под управления европейцев. Вместе с переселенцами с Востока на Запад стало проникать их мировоззрение. И по отношению к Западу, мировоззрение Востока отличается так же как вода от земли. Пока вода – это вода, а земля – это земля, - с ними все понятно. Но когда они смешиваются, оба теряют свои первоначальные свойства. Для Украины особенно актуально понимание принципиальных различий двух мировоззрений, потому что, она находится между Востоком и Западом, и несет на себе отпечаток обеих культур....

Так, из философии иудаизма и христианства западное мышление впитало в себя представление о том, что человек создан по подобию Бога-творца, что он – венец творения, поэтому имеет право вмешиваться в мир, сотворенный волей Бога. Научные концепции западной цивилизации формировались на мотивах покорения мира: от агрессивных завоеваний новых рынков до технологий управления природой.


В тоже время, восточным религиям (индуизму, даосизму, буддизму) неприемлемы ценности овладения миром, покорение природы воле человека. Согласно восточной доктрине человек должен жить в гармонии с природой и космосом, и не противопоставлять себя как всему живому, так и Творению в целом. Они стремятся видеть совершенство в Творении и признают совершенство Творца. А все несовершенства принимаются как несовершенства личности, поэтому все что происходит в жизни – воспринимается как совершенный урок от совершенного Творения.

Западный человек пытался уложить окружающую реальность в свои умственные схемы и категории, поставив реальность в зависимость от способности своего восприятия. Теоретически разложив творение на атомы и, уверенный в себе, он решил, что «весь мир до основанья мы разрушим, а затем…».


Такие амбиции были абсолютно чужды восточной мудрости, признававшей в устройстве мира более сложную модель, чем та которую представляет наука. Прежде всего, признавался факт четырех недостатков, присущих каждому человеку в большей или меньшей степени. Чувства человека несовершенны, он склонен ошибаться, из-за этого – быть в иллюзии и обманывать других. Поэтому человек учился гармонировать с окружающим миром, чтобы чувствовать его, других людей и живых существ. Он стремился ощущать присутствие невидимого целого, к чему он сознательно причастен. И это не порождало внутренних противоречий и «бунт личности», присущих «западному» человеку.Принципиально различны между собой социальные системы Востока и Запада. Формирование Европейской цивилизации происходило на берегах Средиземноморья, - благодатного в природном отношении, что привлекало в этот край массы народов. Получая от природы легкую добычу, они разрушали ее своим безмерным потреблением. Смешивание народов приводило к нарушениям сложившихся этно-родовых систем, и в результате, к миграциям, войнам и социальным революциям. Именно это определило религиозный выбор, поскольку рабство порождает стремление править миром. А переход от внешних форм агрессии общества к самоагрессии породил развитие рефлексивной культуры, науки и психологии.

В Азии, напротив, природная среда требовала к себе бережного отношения, будучи более жесткой и трудоемкой. Такие условия не привлекали захватчиков и мигрантов, требовали сохранения традиций хозяйствования и сложной общественной иерархии. Люди сохраняли свои жесткие связи с обществом, не стремились к обособлению. Отсутствие в восточных религиях стремления сравнивать себя с Творцом мира, не давало повода для проявления амбиций овладения миром. Человек стремился созидать, не нарушая гармонию существующего творения. Города и жилища строили, учитывая зоны космического влияния, рассматривая Вселенную как живой организм. (В Китае эта наука известна как фэншуй, в Индии – васту). Лечение болезней достигалось приведением в необходимый баланс природных стихий организма (ваты, питты, капхи – в Аюрведе), через активизацию одних и успокоение других благодаря питанию, режиму дня, специальным массажам и очищению организма от ядовитых отходов неправильной жизнедеятельности. Для зачатия ребенка, заключения брака, начинаний в политике, бизнесе и прочего учитывались благоприятные и неблагоприятные астрологические периоды. Люди владели искусством создания благостной атмосферы в доме, в городе и стране посредством музыки, мантр и ритуальных церемоний. Внутреннее умиротворение достигалось медитацией, бескорыстием и служением людям. Цветущие сады, великолепные дворцы и величественные Храмы были не результатом рабского труда, а стремлением доставить удовлетворение Творцу.

Западный человек, несмотря на свою творческую агрессию, живет с мечтой о покое и социальном пенсионе, когда его будут кормить, лечить, развлекать – и все это бесплатно, за выплаченные им налоги и страховки. Восточный человек думает о своей полезности последующим поколениям, и больше склонен не потреблять, а отдавать, причем до конца своей жизни.

Суфийская притча учит:
Приснилось Хадже Насреддину, что попал он в рай. Появился слуга, готовый исполнить любое его желание: пить, есть, спать, общаться с девушками. Через какое-то время почувствовал Насреддин скуку и попросил слугу дать ему какую-нибудь работу. Слуга ответил: Мой господин, все что угодно только не это. Насреддин воскликнул: Так это не рай, это – ад. Слуга хитро улыбнулся и произнес: А ты думал, куда попал?
Итак, Восток и Запад различны. И пока Запад играет в игрушки Востока, а Восток гоняется за призраками удовольствий Западной цивилизации. В результате человечество может получить новую расу или глобальные исторические катастрофы, которые снова разведут Восток и Запад по разные стороны земли.

В. Нилачалов

Был проведен опрос на тему:

Как вы относитесь к западной и восточной культурам, их влиянию на отечественную? Ответы респондентов разделились на четыре группы.

35 % опрошенных – «изоляционисты». Они ответили, что и западная, и восточная культуры влияют отрицательно или ориентироваться на них не следует.

10 % - «западники». К восточной культуре они относятся отрицательно, а вот к западной в той или иной степени положительно.

18% - «ориенталисты» (восточники). Отрицательно относятся к западной, положительно – к восточной.

37% - «толерантные». С терпимостью относятся к обеим культурам

 

http://civil.dp.ua