Я только что вернулся из Израиля. Эту землю вдоль и поперек исходил тот, кто оставил, наверное, самый глубокий след в современной истории. Река Иордан, в которой он крестился, Галилейское море, по которому ходил, как по суху, и рядом с которым совершал свои первые чудеса, святой город Иерусалим, осмеявший его, Гефсиманский сад, где он молился перед смертью.
В саду до сих пор растут оливковые деревья, видевшие его и, быть может, слышавшие его предсмертную молитву. Каждый камень здесь напоминает о нем, о его жизни и его смерти. И тем не менее есть люди, которые тратят свою жизнь на доказательство того, что его никогда не было. Как тут не вспомнить беднягу Берлиоза на Патриарших прудах, опровергшего шесть доказательств существования Бога, но так и не успевшего опровергнуть седьмое.

Похоже, что это мнение – самая высокая похвала, на которую способны завистливые люди. Редко чья слава становится такой громкой, чтобы вызвать в завистливом сердце потребность, пусть мысленно, но уничтожить или вовсе отменить существование носителя этой славы. Только Сам Бог и Его посланцы удостаиваются такой чести. Недаром атеизм на санскрите называется «настика», что в буквальном переводе на русский звучало бы как «нет-изм».  

Иногда маленькие дети, смертельно обижаясь на кого-то, натягивают на глаза одеяло. Их обида превращается в желание ослепнуть, чтобы не видеть своего обидчика. Точно так же, взрослые люди в своем завистливом нежелании признавать Бога, хотят ослепнуть, чтобы не видеть Его, и Бог милостиво позволяет им оставаться слепыми. Сами посудите, не станет же отец, если он в здравом уме, пытаться сдирать одеяло со своего обидевшегося ребенка. Он просто дождется, когда обида ребенка немного поутихнет, чтобы снова приласкать его. Точно так же, когда глаза человека затягиваются пеленой обиды на Бога, Бог на какое-то время исчезает из поля его зрения. Беда в том, что обычно такие люди пытаются очень агрессивно доказать всему миру, что их слепота – единственно правильная форма видения мира. Так появляется воинствующий атеизм – «наука» о том, что Бога нет и быть не может. 

Бедный Берлиоз. Невдомек ему было, что, смеясь над Богом, он смеется только над самим собой. «Вы  всегда были горячим проповедником той теории, что по отрезании головы жизнь в человеке прекращается, он превращается  в золу и уходит в небытие. Мне приятно сообщить вам, в  присутствии моих гостей, хотя они и служат доказательством совсем другой теории, о том, что ваша  теория и солидна и остроумна. Впрочем, ведь  все теории стоят одна другой. Есть среди них и такая, согласно которой каждому будет дано по его вере. Да сбудется же это!  Вы  уходите  в  небытие, а  мне радостно будет  из чаши, в которую  вы превращаетесь,  выпить  за  бытие». 

Люди не понимают, что отрицая Бога, они, по сути, отрицают существование самих себя, ибо закон о воздаянии за веру – вечный закон, ничуть не менее незыблемый, чем закон гравитации. За три тысячи лет до Христа о нем говорил в Бхагавад-Гите Кришна: йе йатха мам прападйанте тамс татхаива бхаджамй ахам (4.11). Если нет Бога, то единственной реальностью нашей жизни становится смерть. Отрицать Бога – самый лучший способ уничтожить себя, а заодно и весь мир.  Выньте самый нижний кубик из основания игрушечной пирамиды, и посмотрите, что от нее останется. Атеизм неизбежно и очень логично приводит человека к самоубийственному образу жизни, несет гибель животным, растениям, другим людям, далеким и близким, и в конце концов всему миру, потому что в основании этой философии находится слово «нет».  

Ведическая культура начинается с мантры ОМ, что значит «да». ОМ, расширяясь, превращается в мантру Гаятри, Гаятри превращается в Веды, Веды – в Шримад-Бхагаватам, а Бхагаватам – в имя «Кришна». Так сат, вечное бытие, трансформируется в ананду, бесконечную красоту и блаженство. Вся рационалистическая культура Запада – смехотворная попытка человечества обойтись без Бога. Вся Ведическая культура – это настойчивое приглашение Бога вернуться в нашу жизнь. И она сама по себе является самым весомым и неопровержимым доказательством существования Бога. Все логические доказательства можно опровергнуть, но невозможно опровергнуть существование позитивной ведической культуры, вырастающей из Бога, несущей на себе отпечаток Его красоты и держащейся на энергии преданности Ему.  

Несколько лет назад я бродил по территории строившегося тогда храма Свами Нараяны под Дели. Размах замысла и совершенство исполнения уже тогда не могли не восхищать: филигранная резьба по отборному итальянскому мрамору, фонтаны, музеи, редкостной красоты фигуры мудрецов, философов и святых. Тогда садху, сопровождавший меня, обронил фразу, поразившую своей точностью: «Бхакти в сердце бхакты – лучшее доказательство существования Бхагавана». И действительно, глупцы могут отрицать существование Бхагавана, но даже они не смогут отрицать существование бхакти, которая живет в сердце преданного и зримо воплощается в этом мире в виде бессмертных строк священных гимнов, подвигов милосердия, бескорыстия и любви, совершаемых святыми, и неземных храмов – дворцов, построенных для Бога. Недаром, отправляя Рупу и Санатану во Вриндаван, Шри Чайтанья Махапрабху наказал им: «Ищите забытые места игр Кришны, пишите книги и стройте храмы». Все это нужно было, чтобы доказать всему заблудившемуся миру существование Кришны – Бога вечной красоты и любви. 

В каком-то смысле наша попытка построить храм Кришны в Москве – тоже проявление нашего желания доказать всему миру, что Кришна существует, тогда как попытки людей воспротивиться этому храму – это их попытка опровергнуть Его существование. Получается, что наша борьба за храм – это извечная борьба между теми, кто хочет сказать Богу «нет», и теми, кто осмеливается сказать Ему «да». И даже еще глубже: ареной этой борьбы является наше собственное сердце. Ленивая, инертная, материальная часть нашего «я» говорит этому храму: «Нет, это невозможно», а другая часть, наделенная верой, пытается ей возражать: «’Невозможно’ – слово из словаря атеистов». Так или иначе, понимаем мы это или нет, у борьбы за храм всегда есть глубокий экзистенциальный смысл.  

И еще одно соображение. Если мир нуждается в доказательствах существования Кришны, то для нас, по милости Шрилы Прабхупады, существование Кришны – это не требующая доказательств аксиома. Так нужен ли этот храм нам самим? (понятно, что он нужен миру). Ответ: если факт существования Кришны для нас очевиден, то факт существования в нашем сердце преданности Ему – вещь далеко не такая очевидная, и наша попытка построить этот храм – способ доказать Кришне и Шриле Прабхупаде ее существование.  

Удивительно, что иногда люди, даже совсем чужие и далекие, чувствуют это. Несколько недель назад мне довелось беседовать с одним интересным человеком. Он строит где-то недалеко от Москвы этническую деревню, где будут вживую представлены самые разные культуры мира, а в самом центре будет находиться «Индийский дом». Он интересуется Индией и отчетливо видит, что ответы на все бесконечные вопросы, которые ставит перед нами стоящий на грани уничтожения мир, есть только в Ведической культуре. Он уже вегетарианец, но еще не бхакта. Сидя у меня в комнате, он долго и внимательно рассматривал изображения будущего храма в Москве, цокал языком, восхищался, а потом вдруг, неожиданно для меня, пророческим тоном сказал: «Когда этот храм будет построен, Москва станет другой». Он так это сказал, что мне вдруг захотелось оказаться в той Москве, которая будет преображена любовью и преданностью небольшой горстки людей, своей преданностью доказавших, что Бог все-таки есть.

http://www.saranagati.ru