В прошлый раз мы говорили о трех гунах - качествах материальной природы и о том, как они влияют на качество жизни души, пока она остается в рамках материального мира. В этой статье мы разовьем эти идеи и покажем положение души-сознания в трех сферах обитания: внутри ума и тела (микрокосмос), в рамках общества (мезокосмос) и в пределах макрокосмоса Вселенной. Все эти три оболочки пронизаны едиными законами любви и гармонии, исходящими от Творца. Нарушая условия жизни в этих сферах, мы сами создаем себе проблемы в уме и теле, обществе и мире.
Верховный Господь сказал: "Кто видит
Меня во всем и все во Мне, тот никогда
не потерян для Меня, и Я никогда не по-
терян для него". (Бхагавад-гита, 6.30)

В прошлый раз мы говорили о трех гунах - качествах материальной природы и о том, как они влияют на качество жизни души, пока она остается в рамках материального мира. В этой статье мы разовьем эти идеи и покажем положение души-сознания в трех сферах обитания: внутри ума и тела (микрокосмос), в рамках общества (мезокосмос) и в пределах макрокосмоса Вселенной. Все эти три оболочки пронизаны едиными законами любви и гармонии, исходящими от Творца. Нарушая условия жизни в этих сферах, мы сами создаем себе проблемы в уме и теле, обществе и мире.

Начнем анализ нашего положения с ума и тела, которые непосредственно облегают сознание души. Веды говорят, что где бы мы ни находились, в первую очередь мы находимся внутри своего ума. Вспомним статью "Срочное или важное" ВБ №3, 2002, где мы объясняли, что душа покрыта тонким ментальным телом - умом, который выступает в качестве психической подсистемы, через которую осуществляются волевые, интеллектуальные и эмоциональные функции души, пока душа остается в физическом теле. Природа ума - созерцать, медитировать. Поскольку сознание божественно по своему происхождению, норма для ума - медитировать на Бога и видеть все в связи с Ним. В этом состоянии ум испытывает глубокое удовлетворение и покой. Что же ум созерцает сейчас? В основном предметы и события, пропитанные энергией страсти и невежества (см. Статью "Качество жизни" в прошлом номере). Созерцая материальные объекты и не зная о высшей цели жизни, люди развивают в уме множество материальных желаний. Осуществленные желания порождают жадность и желание продолжать в том же духе. Неосуществленные желания порождают гнев, разочарование, зависть, неврозы, психозы, фобии, мании и прочие расстройства. Если случается расстройство желудка или кишечника, мы понимаем, что съели что-то не то. Этот же принцип применим и в случае с тонким телом ума. Если ум расстроился, значит в него попала какая-то грязь. Так же как мы разборчивы в еде, нужно быть разборчивым в общении, информации и другой пище для ума. Вернуть ум в норму может Гуна благости - духовная литература, духовная музыка, духовное общение, отдых на природе и все то, что гармонизирует наши отношения с Богом, людьми и природой.

Естественным продолжением тонкого тела является тело физическое. Оно тоже является временной средой обитания для души. И поскольку тело - это машина, у него тоже есть режим нормальной работы. Если мы перенапрягаем тело, поим и кормим его не тем топливом, на которое тело расчитано, оно сначала предупреждает нас о неправильном режиме эксплуатации через легкие недомогания, а если мы продолжаем упорствовать в своем невежестве, тогда нас заставляют задуматься о своем образе жизни через суровые болезни.

Если человек создан по облику и подобию Божию, значит у него божественная природа и божественная цель в жизни. Если человек отклоняется умом и телом от пути духовной эволюции, Господь, давший нам этот виртуальный скафандр ума и тела, вынужден корректировать направление нашей жизни через страдания. В США обочины некоторых скоростных автострад выкладывают булыжником. Если водитель уснул или отвлекся и выехал на обочину, его начинает трясти. Тогда он понимает, что съехал с трассы и вновь возвращается на проторенный путь. По этой же аналогии, когда наше тело и ум начинают сотрясать страдания, это значит, что мы нарушили по невежеству какие-то законы, и тот, кто дал нам ум и тело с конкретной целью, через страдание напоминает нам об этом. В Индии часто можно видеть изображение Шивы - одного из представителей Бога в этом мире - с трезубцем в руке. Этот трезубец символизирует три вида страданий, которые приходят к нам, когда мы нарушаем законы жизни в трех стихиях обитания: в теле (тонком и грубом), в обществе и в космосе. Выше мы рассмотрели первый тип страданий, рожденный неправильной эксплуатацией ума и тела. Современное общество пытается бороться с этими проблемами поверхностным путем - через систему здравохранения и психологической помощи, что лишь временно снимает симптомы, но не ликвидирует корня. Вывод: бесполезно таблетками лечить тело, а транквилизаторами успокаивать психику, потому что причины всех физических и ментальных расстройств лежат глубже - в духовной сфере, в нашем отношении к Богу, миру, к другим и к самим себе. Ради ментального и физического здоровья нужно кормить ум и тело информацией и пищей в гуне благости, т.е. вести профилактический образ жизни с обязательным присутствием элементов духовности (гуна благости). Иначе проблемы в этих сферах неизбежны.

Теперь обратимся к сфере общественных отношений. Это наша вторая среда обитания - мезокосмос. Здесь тоже есть свои законы, пренебрежение которыми порождает второй тип страданий - от других живых существ. Например, от внешних врагов, соседей, комаров, воров, начальников, подчиненных и т.д. Все мы знаем основные нормы поведения в обществе: честность, уважение к другим, порядочность и т.д. Стоит пренебречь чем-то, оскорбить, ударить, обмануть, украсть, пренебречь долгом и мы заработаем себе репутацию человека, которому невозможно доверять. В крайних случаях особо опасных типов лишают свободы и изолируют от общества. Это прописные истины. Но есть и ситуации более тонкие, связанные с механизмом коллективной и индивидуальной ответственности, которая тянется за нами из прошлых жизней. Например, Веды утверждают, что войны, эпидемии, болезни - это реакции индивидуальные и коллективные за осознанные и неосознанные массовые убийства других существ. Поверхностные причины этих проблем могут быть любыми, но внутренней изначальной причиной является бессмысленное насилие над другими живыми существами. Ежегодно десятки миллиардов (!) животных, от кур до коров, уничтожаются на бойнях просто в угоду извращенным потребностям языка, но без всякой реальной нужды. Насилие порождает насилие. Закон "Кровь за кровь" действует. Человек должен заплатить за ту боль, которую он вольно или невольно причинил другим. Причем участниками насилия являются не только непосредственные исполнители, но и все, кто хоть как-то соприкасаются с этим (транспортируют, хранят, продают, покупают и потребляют). Потребитель является заказчиком. Если бы не было спроса, не было бы и предложения. Приобретая такой товар, покупатель оплачивает заказное убийство. Поэтому этот кровавый след тянется далеко за пределы бойни. Я думаю, что если бы не было специально оборудованных боен и каждому приходилось бы самому убивать животных, не многие бы решились на это и нашли бы себе пищу более достойную человека. Кто-то скажет, что ценность жизни человека и животного несоизмерима. Это, с одной стороны, так, но если мы посмотрим на эту проблему глазами духовного знания и увидим живое существо в перспективе духовной эволюции, тогда станет ясно, что животные - это деградировавшие души и они опять проходят постепенный цикл эволюции сознания. Прерывать их прогресс в человеческое тело не стоит.

Кроме грубых форм насилия существуют его тонкие проявления - расовая, национальная, религиозная, половая и другие формы дискриминации, которые с течением времени тоже могут выливаться в геноцид. Причиной таких отношений опять же является духовная слепота. Кого-то бесит другой цвет кожи или разрез глаз просто потому, что он не видит ничего за этим. Люди не поймут, что все они являются братьями до тех пор, пока не осознают, что у всех у них общий отец - Верховный Господь. Для того, чтобы понять и полюбить других, сначала нужно понять и полюбить Бога. Веды поясняют это на следующем примере. Если человек находится в полной тьме, где нет никакого источника света, он не видит ни себя, ни других. Но если всходит солнце, в его лучах человек видит и себя и других.

Осознание Бога и есть то самое солнце, которое дает нам духовное видение реальности. Это духовное понимание, как рентген, показывает нам качественно равные души, которые оживляют внешне разные тела сознанием и признаками жизни. Поэтому Веды провозглашают первый духовный афоризм "Я - душа, носящее тело", а не тело, у которого так же есть душа, как думает сейчас большинство людей. Как человек видит и понимает, так он и действует. Духовное видение и понимание внутреннего духовного равенства всех существ рождает соответствующий стиль жизни. Если же мы видим лишь различные внешние формы, это рождает дискриминацию, затем следуют эксплуатация и насилие, а потом приходят реакции, от которых мы пытаемся уйти. Но этот закон кармы (причинно-следственной связи) не в наших руках. От последствий не уйти. Практичнее развить в себе духовное знание и видение и не совершать противозаконных действий, которые бумерангом возвращаются к нам. Отсюда вытекает новая концепция национальной безопасности - враг не столько снаружи, сколько внутри нас. Внешние враги - это лишь реакции за нами же порожденное насилие в прошлом. А эта тенденция к насилию берется из духовной слепоты.

Поэтому проактивный, т.е. профилактический подход к этой проблеме выглядит так: имея систему обороны от внешних врагов, одновременно необходимо всемерно способствовать распространению духовного знания и культуры, которые очищают сердце от самых главных врагов, рожденных из невежества: вожделения, гнева, жадности, зависти, иллюзии и безумия. Тот, кто не является инициатором насилия, сам ему никогда не подвергнется. Таков вывод по поводу избавления от второго типа страданий - от других живых существ. Формула проста - поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой.

Теперь перейдем к самой просторной среде обитания - макрокосмосу вселенной. Согласно Ведам пространство космоса многомерно. В частности говорится о 64 измерениях, из которых людям земли в нашу эпоху доступно лишь три. Из такого ограниченного восприятия рождаются идеи об исключительности жизни на земле и о необитаемости других планет. Но космос обитаем и управляем, в нем есть своя иерархия планетных систем, разделенных по влиянию гун и по уровням сознания. Мы привыкли к иерархии власти: в детстве над нами стояли родители, потом учителя, начальники, потом мы стали осознавать власть мэра, губернатора, президента. В ведические времена даже были императоры всей планеты. Но выше этого нам трудно пойти своим умом. Однако сама система власти не восходит снизу, а спускается сверху от изначального властителя. Как в городе есть структуры, которые распоряжаются различными энергиями - электричеством, водой, средствами коммуникации, различными фондами и т.д., так и в космосе есть свое "ЖЭУ", которое снабжает всех остальных необходимыми элементами: теплом, светом, водой, ветром, микроэлементами. Личности, которые снабжают нас этим, называются Дэватами или, по-нашему, гуманоидами более высокого порядка. Они являются исполнительной структурой высшей божественной власти и дают нам все необходимое в том объеме, в котором мы следуем высшим духовным законам. Поскольку они живут в более высоких измерениях реальности, мы не воспринимаем их, а видим лишь природные стихии, которые нам кажутся бесхозными. Но всякая энергия откуда-то исходит и кем-то контролируется. Пренебрежение высшими законами является причиной хронических энергетических кризисов и катаклизмов. Это вызывает засухи, наводнения, неурожаи, землетрясения, цунами, падения метеоритов и т.д. Когда люди безнадежно отклоняются от пути духовной эволюции, происходят глобальные катаклизмы - потопы и гибель целых цивилизации. Так были уничтожены Содом и Гоморра, ушли на дно Атлантида и Гиперборея, погибло много неизвестных нам культур. Эти глобальные катаклизмы обрушиваются на людей тогда, когда они не желают менять своего сознания и поведения, даже получив предупреждения на языке страданий первых двух типов (смотри выше). Как говорят юристы, "незнание законов не освобождает от ответственности". Этот третий тип страданий - от воздействия космических сил - устраняется лишь тогда, когда люди становятся на путь развития гармоничных отношений с высшей властью - Богом. Осознавая единые законы повсюду и следуя им, мы освобождаемся от страданий всех трех типов и через понимание законов природы приходим к более глубокому пониманию самого законодателя - Верховной Божественной Личности. Господь устанавливает законы не для того, чтобы покорить нас, а для того, чтобы мы осознали, как правильно использовать свою энергию и самим же получить максимальное качество жизни. В этом и состоит замысел творения - исправить наше сознание и вернуть нас на свободу. Если бы не было закона ответственности и корректирующей функции страдания, мы бы уже давно и безнадежно деградировали. Страдание очищает и заставляет задуматься. Мы можем сетовать на строгость законов, но вряд ли кто-то из нас согласился бы жить в обществе и мире, где царит беззаконие.

Итак, хотя нам кажется, что проблемы исходят от ума и тела, от других живых существ и от окружающей слепой стихии, на самом деле они исходят из нашего собственного сознания. "Слепая" природа очень точно каждому воздает по заслугам. В мире нет случайностей. Есть только закономерности. Но некоторые из них столь тонки, что не видя их, мы называем необъяснимые события случайными. Современная физика прошла в своем развитии путь от классической механики до теории относительности и вплоть до квантовой физики, которая подвела нас к краю материи. Следующий закономерный шаг - к метафизике духовной науки. Пришло время воспользоваться древней мудростью Вед и взглянуть на мир глазами духовного знания.

Враджендра Кумар Дас