Согласно последним научным данным, в человеческом мозгу нельзя отыскать какого-либо единого "места для бога" (God spot), ответственного за мистические и религиозные переживания. Напротив, чувство "единения со всевышним" (христианское Unio Mystica - у тех, кто подобные моменты в своей жизни испытывал, конечно) вызывает активацию самых разнообразных, но уже в целом изученных областей, в обычных условиях отвечающих за вполне "земные" функции вроде самосознания, эмоций и телесной самоидентификации. Впрочем, детали описываемого исследования канадских ученых, отчет о котором опубликован в текущем выпуске научного журнала Neuroscience Letters, находятся в явном противоречии с прежними выводами, сделанными другими исследовательскими коллективами (по их мнению, выделенная область мозга, предназначенная специально для "общения" с богом, все-таки существует). Так, группа из Калифорнийского университета (University of California) в Сан-Диего заключила, что эпилептики с поражением височной доли коры головного мозга особенно склонны к галлюцинациям религиозного характера. Вслед за этим были предприняты попытки стимулировать соответствующие участки мозга уже искусственно с тем, чтобы вызвать необычные видения. И вроде бы эти попытки оказались небезуспешными: канадский нейропсихолог Майкл Персинджер (Michael Persinger) научился подобным образом создавать у своих пациентов состояние "sensed presence" ("ощущение присутствия").

Новые же опыты были поставлены на монахинях Ордена кармелиток (всего в экспериментах согласились участвовать 15 монахинь в возрасте от 23 до 64 лет). Конечно, никто не ожидал, что столь необычные испытуемые согласятся пережить прямо на глазах исследователей религиозный экстаз или что-то вроде этого, просто они должны были попробовать достичь состояния духовного единства со Всевышним, вспоминая какие-либо характерные случаи из своей жизни (наиболее впечатляющее мистическое событие, очевидцем которого та или иная испытуемая стала как член монашеского ордена). Сами монахини категорически заявили о том, что "Бог не может быть вызван по желанию".

Впрочем, исследователи все-таки полагают, что их "имитационный" метод постановки эксперимента вполне корректен, поскольку в ходе предыдущих исследований уже было показано со всей очевидностью, что имитация нужного состояния или воспоминания о пережитом в прошлом вполне способны активизировать те же самые мозговые центры: так, мозг актера, играющего определенную роль, находится в столь специфичном состоянии, что выдает те же самые реакции, что свойственны прототипу - то есть люди, играющие кого-либо, фактически испытывают те же самые эмоции.

При наблюдениях с использованием метода функциональной магнитной резонансной томографии (fMRI brain scan, технология позволяет отслеживать активацию тех или иных участков коры головного мозга по изменениям регионального кровотока и строить таким образом карты мозговой деятельности) выяснилось, что заново переживаемые мистические случаи вызывают активизацию сразу свыше дюжины различных областей мозга. Одна из таких областей, именуемая caudate nucleus ("хвостатое ядро"), активизируется тогда, когда человек испытывает положительные эмоции, связанные, например, с романтической влюбленностью или материнской любовью.

Исследователи полагают, что активация этой мозговой области во время мистических переживаний связана с чувством радости и безоговорочной любви, о которой свидетельствуют сами монахини. Полученные картины работы головного мозга имеют определенное сходство также и с состояниями глубокого сна и медитации. "Основная цель нашего исследования состояла в том, чтобы выделить тот невральный участок, что демонстрирует наилучшую корреляцию с мистическими переживаниями, - пояснил руководитель научной группы Марио Борегар (Mario Beauregard) из Монреальского университета (Université de Montréal, Канада). - Все это не уменьшает значения и ценности таких случаев, и при этом не утверждается и не подвергается сомнению существование Бога".

Борегар признается, что отказался от идеи использования чисто физиологических методов активации нужного типа переживаний у монахинь, поскольку боялся нанести вред их здоровью. Впрочем, подавляющее большинство богословов и людей, считающих себя верующими, наверняка с подозрением отнесется к любым попыткам показать, что религиозные переживания можно низвести до какого-то достаточно банального набора "невралгических событий". Об этом в частности напоминает и бихевиорист Ричард Слоан (Richard Sloan), профессор из Медицинского центра Колумбийского университета (Columbia University Medical Center) в Нью-Йорке. "Я не знаю, какая полезная информация может быть извлечена из этого исследования, - говорит он. - Только из того, что мы получили в свое распоряжение новейшие диагностические методы, вовсе не следует, что их нужно применять ко всему, что взбредет на ум".

Ну а Борегар в свою очередь уверен, что нейробиологи уже никак не смогут отказаться от проявлений своего жгучего любопытства и так или иначе продолжат исследования мозговой активности, лежащей в основе духовных переживаний, потому что такие случаи - важнейшая часть любой культуры. Впрочем, определенную роль во всем этом играют и финансовые вопросы... Так, исследования Борегара обошлись в 100 тысяч американских долларов, заплаченных Фондом Джона Темплтона (John Templeton Foundation - организацией (основанной в 1987 году), которая оплачивает исследования, направленные на выявление связей между наукой и религией).
http://www.grani.ru/Society/Science/m.110723.html