Гигантские волны высотой с десятиэтажный дом топят до ста кораблей в год

Анна Пименова
Люди еще не успели прийти в себя после чудовищного цунами в Индийском океане (число погибших приблизилось к 170 тыс. человек), как грянули новые беды: многочисленные наводнения в Европе, в том числе в российских Калининграде и Санкт-Петербурге, мощный разрушительный сель в Калифорнии… Ураганы, цунами, выходящие из берегов моря и реки, сдвиги земной коры… Могут ли ученые объяснить, что же такое происходит?
http://www.ng.ru/science/2005-01-26/13_tsunami.html
«Практически все стихийные бедствия, в том числе наводнения, сходы лавин и цунами, в наше время поддаются научному прогнозированию, – считает директор Института морской геологии и геофизики Дальневосточного отделения РАН, член-корреспондента РАН, председатель комиссии РАН по цунами, профессор Борис Левин. – Все они имеют определенную геофизическую природу и соответствующее «расписание». Недавние трагические события в Индонезии и Европе тому пример. Так, о том, что в Индийском океане зреет катаклизм, наблюдатели из Центра предупреждения цунами на Аляске (США) объявили заранее, однако их предупреждения были проигнорированы. В государствах Юго-Восточной Азии, наиболее подверженных воздействию водной стихии, как это ни парадоксально, вообще нет системы приема таких сообщений».

Аналогичная ситуация сложилась в результате наводнений в Европе, странах Балтии и Скандинавии. Для геофизиков и метеорологов никакой неожиданности здесь не было: штормовое предупреждение они объявляли уже 5–6 января, за два-три дня до катаклизма. Однако не только российские чиновники, но даже чиновники развитых западных стран, похоже, их не услышали. Надежда на «авось», как ни странно, присуща даже вполне цивилизованным и технически развитым странам. Поэтому последствия этих бедствий могут оказаться серьезнее, чем могли бы быть при соответствующей подготовке.

Впрочем, среди стихийных бедствий есть и такие, которые только предстоит изучать. В частности, в морях и океанах «живут» убийцы, природа которых ученым не до конца понятна. По словам нашего собеседника, два года назад в журнале «Доклады Российской академии наук» была опубликована статья «Аномально высокие волны в Черном море», ставшая результатом многолетних наблюдений за плавучим буем. На общем фоне волн средней высотой около 2,5 метра была зарегистрирована десятиметровая махина, возникшая в течение четырех секунд и так же молниеносно исчезнувшая. Позже в других морях и океанах были зафиксированы волны до 25 метров и выше. В отличие от цунами они возникают стихийно и не поддаются прогнозированию. Если судно оказывается в зоне действия такого «шатуна», шансов у него нет.

И тем не менее до последнего времени фактического подтверждения существования гигантских волн не было. Лишь недавно спутники европейского аэрокосмического агентства ESA, которые должны были развеять миф о «волнах-убийцах», или «шатунах», гуляющих по океанам и якобы топящих даже крупные танкеры и сухогрузы, документально подтвердили существование подобного явления. «Его природа по сей день остается загадкой для ученых», – заявил журналистам специалист ESA Арнольд Дифайнер.

«С развитием мореплавания все чаще стали появляться сообщения очевидцев об огромных – высотой в 20–30 метров – волнах, разгуливающих на просторах мировых океанов даже в ясную погоду и вдали от берега, – рассказал ученый. – Эти волны якобы стали причиной затопления многих крупных судов. Исследователи предполагали, что большая часть этих фактов – результат деятельности цунами или подводных землетрясений, а то и вовсе выдумка впечатлительных морских туристов».

Однако статистика – упрямая вещь: за последние два десятилетия в морях и океанах под воду ушло более 200 крупных и более тысячи небольших судов, и почти в половине случаев причина затопления неизвестна. Каждый год в океанах тонет более ста кораблей. Значит, существует какое-то явление, природа которого неясна.

С этой целью спутники ERS-1 и ERS-2 в течение трех недель делали снимки Атлантики и зафиксировали более десятка гигантских волн высотой до 30 метров. Поначалу это казалось невероятным. При полном штиле вода внезапно «закипала», и в течение долей секунд над ней поднималась глыба, способная поглотить пятиэтажный дом. Затем махина так же неожиданно уходила назад…

За этот период в южной Атлантике произошло два инцидента с «шатунами»: 30-метровая волна зацепила находившиеся неподалеку друг от друга круизные лайнеры «Бремен» и «Калейдониан Стар», выбив все стекла на капитанских мостиках. В результате удара волны у одного корабля отказала система навигации, и он был вынужден дрейфовать в океане.

«Этот феномен мог стать причиной гибели многих судов, – считает Дифайнер. – В среднем каждую неделю в мире тонет два крупных корабля, однако причины их гибели никогда не изучались так пристально, как, например, причины авиакатастроф».

По его словам, атакам «волн-убийц» подвергаются не только корабли, но и нефтяные платформы. Так, 1 января 1995 года нефтяную платформу в Северном море накрыло волной высотой в 26 метров. «Если факт регулярного образования «волн-шатунов» будет доказан, это станет настоящей революцией в области мореплавания, – полагает ученый. – Судостроителям и инженерам придется полностью менять всю систему конструирования. Ведь современные суда и нефтяные платформы строятся так, чтобы выдерживать волны высотой максимум в 15 метров».

«Мы можем предположить, что волны-«убийцы» представляют собой случайное сложение амплитуд волн с различными скоростями, законами дисперсии и другими физическими параметрами, – рассуждает профессор Борис Левин. – Особо свирепы такие «хищники» у восточного побережья Африки в Индийском океане. Там же, кстати, наиболее часто случаются цунами. Именно эта зона земного шара чаще всего подвергается стихийным бедствиям».

Профессор Ефим Поляновский из Института прикладной физики РАН в одной из своих работ приводит интересный факт. Студенты-геофизики из Норвегии в 2001 году проводили исследования на одном из нефтяных шельфов Индийского океана и стали свидетелями того, как гигантская водяная махина обрушилась на платформу, почти целиком ее разрушив. Молодые люди едва успели унести ноги… Это один из немногих счастливых случаев, когда очевидцы не погибли в пучине гигантской волны.

«Можно ли избежать трагедий? – подводит итог Борис Вольфович. – Ответ однозначный: да, если изучать явление, стараться постичь его природу и учитывать мнение ученых. Однако пока об этом приходится лишь мечтать: даже в случае угрозы наводнения или цунами к мнению специалистов, как видите, прислушиваются далеко не всегда»